+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

поможет автоматизация управления ремонтами оборудования

 

Для большинства отечественных предприятий, по сравнению с их западноевропейскими конкурентами, время сейчас бежит быстрее: им приходится одновременно искать ресурсы для реконструкции и технического перевооружения – и заботиться о продлении срока жизни имеющегося оборудования…

«Лихие девяностые» ударили не только по кошелькам граждан, но и, не менее болезненно, – по основным фондам предприятий. В советской экономике доля накопления в ВВП находилась на уровне развитых стран, поэтому и коэффициент обновления основных фондов был тогда достаточно высоким. Однако в первые годы перехода к рынку большинство предприятий были вынуждены балансировать на грани выживания и откладывали свои инвестиционные проекты в долгий ящик. Оборудование, недвижимость, транспортная инфраструктура и т.д. ветшали, приходили в негодность – а предприятия теряли конкурентоспособность и шансы занять достойное место на мировых рынках.

Когда же экономика вернулась на траекторию роста, обновить ее производственный потенциал так же быстро, как он падал, было не реально. Решить эту проблему можно, лишь двигаясь небольшими шагами – но из года в год.

За последние пять лет тенденцию деградации основных производственных фондов в Беларуси удалось переломить. Так, по данным Минэкономики РБ, средний износ основных средств в промышленности составлял в 2000 году 59% и достиг в 2005 году 63%. В 2008-м году он сократился до 56%, а в 2009-м – до 55,4% (характерно, что в соседней России в разгар кризиса – т.е. в течение 2009 года – износ основных фондов увеличился с 45,3% до 48,8%).

И этот процесс продолжается. Так, согласно концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, удельный вес накопленной амортизации активной части основных средств промышленных предприятий к 2015 году не должен превышать 53%. Однако впереди еще предстоит немалый путь: ведь показатель износа основных фондов в развитых странах и странах ОПЕК редко превышает 20%.

Можно сказать, что для большинства отечественных предприятий, по сравнению с их западноевропейскими конкурентами, время сейчас бежит быстрее: им приходится одновременно искать ресурсы для реконструкции и технического перевооружения – и заботиться о продлении срока жизни имеющегося оборудования. В этом смысле важность эффективного управления ремонтами сложно переоценить. Что, кстати, подтверждает и практика реальных IT-проектов.

Так, по информации ведущего отечественного разработчика ERP-систем – компании «Топ Софт», в кризисном 2009 году специальное решение для автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) пользовалось наибольшим интересом клиентов. Это подтверждается рекордным количеством проданных лицензий и проведенных проектов внедрения. Не снижается спрос на это решение и в текущем году.

Что дает предприятию автоматизация управления ремонтами? С этим вопросом корреспондент «Белгазеты» обратился к заместителю руководителя управления разработки ПО компании «Топ Софт» Владимиру Кондралю.

– Владимир Александрович, с какими проблемами своих заказчиков в управлении ремонтами оборудования вы сталкиваетесь?

– Достаточно сказать, что на типичном производственном предприятии доля затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования составляет от 10% до 50% в себестоимости продукции. Попутно растут издержки на эксплуатацию, ремонты и развитие, отвлекаются оборотные средства на хранение запчастей, возникают потери из-за хронических простоев оборудования. Я уже не говорю о том, что на многих предприятиях износ основных фондов достигает критической отметки 60–70%. Чтобы решить эту проблему комплексно и эффективно, с минимальными для предприятия затратами времени и средств – необходима постоянная координация работы, с одной стороны, заводских служб (планово-экономических подразделений, отделов главного инженера, механика, энергетика, службы снабжения, управления недвижимостью, метрологии и т.д.), а с другой – внешних подрядчиков, поставщиков запасных частей и материалов. На современном промышленном предприятии обеспечить такую координацию дедовскими «бумажными» методами невозможно. Нужна мощная компьютерная программа, обладающая всеми необходимыми учетными и аналитическими инструментами для обеспечения нормального жизненного цикла оборудования, способная решать как производственные, так и управленческие задачи. Опыт IT-проектов компании «Топ Софт» показывает, что за счет внедрения информационной системы для управления ремонтами затраты на обслуживание оборудования в среднем сокращаются на 25–30%. За счет сокращения простоев готовность оборудования повышается на 15–17% и примерно на 30% снижается количество аварийных и сверхурочных работ.

– Как ваша компания отреагировала на повышенный спрос на это решение?

– По решению руководства «Топ Софта» была открыта программа поддержки клиентов «Эффективное управление ТО и ремонтами». По вашему желанию и на вашем рабочем месте ведущие аналитики и эксперты «Топ Сфота» могут провести демонстрацию реальных проектов ТОРО, близких к специфике вашего предприятия. Подчеркну, что выезд к заказчику и презентация решения проводятся бесплатно, по предварительной заявке.

– Какие задачи выполняет решение «Галактика Управление ремонтами (ТОРО)»?

– Решение обеспечивает плановый и внеплановый ремонт любых производственных объектов: от оборудования, зданий, сооружений – до транспортных средств, компьютеров, измерительных приборов и т.п. Это эффективный инструмент мониторинга состояния объектов, планирования с разными горизонтами (месяц, квартал, год и т.д.), управления ремонтными работами и анализа их результатов. При этом ТОРО помогает не только поддерживать в должном состояние основные фонды, но и формировать производственную программу предприятия с учетом будущих ремонтов. Благодаря ТОРО решаются практически все задачи, возникающие на типичном производстве: формирование смет на ремонтные работы, своевременное обеспечение предприятия запчастями и другими материальными ресурсами, позаказный учет затрат, учет остатков матценностей в ремонте, ремонт с переменной периодичностью, ремонт транспорта с учетом пробега и многое другое.

– Может ли ТОРО использоваться отдельно от других решений компании «Топ Софт»?

– Да, это решение может работать за рамками контура управления производством в системе «Галактика ERP». При этом заказчику остаются доступны основные функции: учет объектов ремонта, использования материалов и запчастей, выполнения работ, отчетность по ремонтам и др. Но мы рекомендуем заказчикам использовать ТОРО не просто как автономное приложение, а интегрировать ее с той или иной учетной системой. Как известно, наибольший эффект в управлении дает комплексный подход к ресурсам – финансовым, технологическим, кадровым и др. Нужно сказать, что пользователи ТОРО значительно выигрывают за счет использования общесистемных каталогов и документов «Галактики ERP», тесной взаимосвязи решения с финансовыми и бухгалтерскими операциями, с подсистемами складского учета, материально-технического обеспечения, управления персоналом, транспортом.

– Каковы преимущества ТОРО перед конкурирующими решениями?

– В основу решения положена доказавшая свою эффективность на мировом рынке методология Enterprise Asset Management – стратегического управления активами предприятия на всем жизненном цикле. Решение ТОРО использует не только классическую систему планово-предупредительных ремонтов, но и другие методы планирования (по заявкам, комплектующим, дефектам, очередным ремонтам). Среди других отличительных особенностей решения – возможность интеграции с программами нижнего уровня контроля состояния оборудования (АСУТП, SCADA) и подключения подсистемы для высшего руководства предприятия – комплекса «Галактика Business Intelligence». «Галактика BI» – это комплекс аналитических приложений, использующий методологию ключевых показателей результативности (KPI). В данном случае он позволяет руководителю в реальном времени анализировать эффективность управления активами в целом по предприятию и по отдельным объектам.

– Какие направления являются приоритетными в настоящее время?

– Решение продолжает развиваться. В его будущих версиях появятся возможности интеграции со сметными программами, функции расчета и контроля ремонтного фонда, новые формы документов (по диагностированию, потребности в материально-технических ресурсах) и др. В конечном итоге, решение «Галактика Управление ремонтами» дает предприятию реальную поддержку всех операций с объектами инфраструктуры, включая строительство, монтаж, капитальный ремонт зданий и сооружений, а также продажу и аренду. Повышается эффективность использования производственных мощностей, сокращаются потери от простоев и риски непредвиденных поломок, продлевается срок эксплуатации старого оборудования и снижаются расходы на покупку нового.

Опубликовано в «Белгазете» 29.11.2010.