+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

В связи с вступлением России в ВТО конкуренция на белорусском рынке вскоре резко вырастет. Как отмечают эксперты, один из немногих вариантов, позволяющих отечественным предприятиям выстоять в новых условиях и получить возможности для развития – это встраивание в международные бизнес-цепочки. Сегодня мы познакомим читателей «Белгазеты» с опытом продвижения на международных рынках ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».

В советские годы работники расположенного в поселке Болбасово под Оршей 571-го авиаремонтного завода Минобороны СССР и не помышляли о том, что когда-нибудь их предприятие будет с успехом заключать международные контракты по всему миру. В те далекие годы государственной тайной была не только его производственная деятельность, но даже место расположения: завод был ведущим в СССР предприятием по ремонту тяжелых бомбардировщиков. В гигантских цехах-ангарах предприятия, оснащенных новейшим и сложнейшим технологическим оборудованием, высококлассные специалисты проводили средний и капитальный ремонт сверхзвуковых бомбардировщиков дальней авиации (ТУ-16, ТУ-22), а также выполняли специальные задания государственной важности – например, по переоборудованию бомбардировщиков в носители крылатых ракет. Также на территории предприятия находилась база хранения ядерного оружия, и в обшитом свинцом ангаре бомбардировщики снаряжались ядерными боеголовками.

Крушение сверхдержавы в 1991 году остановило отлаженный, как часы, производственный цикл. В условиях постперестроечного кризиса в экономике предприятию пришлось буквально заново искать смысл своего существования. Приходилось заниматься выпуском непрофильной продукции, браться за случайные заказы по ремонту авиатехники. Одно время завод занимался ремонтом гражданских авиалайнеров. Но было отремонтировано всего семь самолетов (сравните с цифрой порядка 1800 отремонтированных в советские времена военных самолетов). Дело в том, что найти на этом рынке заказы очень сложно. Парк авиалайнеров, выпущенных в советские времена, постоянно сокращается: старые суда списываются, новые – не производятся. В то же время, в соседней России за этот сокращающийся пирог заказов конкурирует большое количество ремонтных площадок.

В этой ситуации было принято, пожалуй, единственно верное в тот момент маркетинговое решение: переключиться на обслуживание вертолетной техники – вертолетов определенных марок, которые производились еще в СССР и после распада Союза продолжали выпускаться и активно эксплуатироваться по всему миру. Уже в 1993 году завод приступил к освоению технологии ремонта легендарного многоцелевого вертолета Ми-8, который с советских времен и по сей день остается самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире и одним из самых массовых – в истории авиации. Эта модель активно используется в большинстве стран мира для выполнения гражданских и военных задач. Впоследствии Оршанский авиаремонтный расширил линейку услуг за счет моделей Ми-17, Ми-24, Ми-35 (а с 2008 года – выполняет заказы по ремонту крупнейшего в мире вертолета МИ-26).

Предприятие продолжало поддерживать и развивать накопленный за семь десятилетий мощнейший производственный потенциал, внедрило систему управления качеством по стандарту ISO 9000. Завод получил все необходимые сертификаты и лицензии, в т.ч. международные, необходимые для осуществления производственной и внешнеэкономической деятельности и начал заключать контракты с заказчиками в различных регионах мира, от Мексики до Ближнего Востока.

Объем заказов увеличился в несколько раз и в цехах забыли о простоях: даже в кризисном 2009 году рост производства составил 143%. Партнерами завода стали десятки фирм и организаций из восьми стран мира и бренд ОАРЗ занял достойное место на международном рынке.

Большое внимание на предприятии уделяется автоматизации управления на базе интегрированной системы «Галактика ERP». Проект в сотрудничестве с компанией «Топ Софт» развивается уже несколько лет. На предприятии автоматизированы бухгалтерский учет, управление персоналом, договорами, учет движения товарно-материальных ценностей. Также в разрезе анализа складских запасов используется система поддержки принятия решений «Галактика BI». Что изменилось на предприятии благодаря автоматизации?

– Первое, что принесла «Галактика ERP» нашему предприятию – улучшение учета и оптимизацию численности работников, – говорит начальник отдела АСУП Оршанского авиаремонтного завода Игорь Дробышевский. – До начала проекта из 500 сотрудников предприятия 30 работало в бухгалтерии. Учет был громоздким и сложным и требовал огромного количества человеко-часов. Несмотря на то, что бухгалтерам приходилось засиживаться на работе допоздна – не хватало человеческих ресурсов, чтобы детализировать косвенные затраты, учет которых очень важен для нашего предприятия. Производственный цикл у нас достаточно продолжительный. Ремонт каждого вертолета продолжается примерно три месяца и требует огромного количества производственных операций, комплектующих и материалов, других затрат. Недаром, когда внедрялась «Галактика ERP», первым делом мы настроили распределение счетов по заказам. Это позволило очень детально и практически в режиме реального времени контролировать затраты по каждому заказу. Достаточно сказать, что каждый месяц при закрытии счетов система «Галактика ERP» просчитывает порядка 2 миллионов операций. Провести такой объем работы вручную просто невозможно. Что касается бухгалтерии, то нам удалось не только в несколько раз сократить ее штат, переместив сотрудников на другую работу, но и оптимизировать работу оставшихся бухгалтеров. Многие операции, включая подготовку квартального или годового баланса, система делает автоматически, по нажатию одной клавиши. У специалистов остается больше времени на аналитическую работу.

– Как система помогает другим службам?

– Например, ощутимые плоды принесла автоматизация управления договорами. Каждый месяц предприятие заключает порядка 300 новых договоров и анализировать их в ручном режиме абсолютно невозможно. Благодаря «Галактике ERP» отдел по договорной работе предприятия успешно выполняет возложенные на него аналитические задачи. Очень важна для предприятия и возможность оперативного расчета себестоимости ремонтов, обеспеченная системой. Раньше, принимая заказ, нам приходилось привязываться к рыночной стоимости ремонта вертолетов. А это не всегда надежный ориентир: в реальности некоторые работы могут оказаться себе в убыток. Но детальная оценка предстоящих расходов требует огромных вычислительных ресурсов, которые появились только с внедрением «Галактики ERP». Система позволяет рассчитывать себестоимость по типовым маршрутным картам. Причем уходит на это два-три дня работы одного специалиста вместо недельных усилий целого отдела. Выигрыш во времени позволил улучшить работу с клиентами, управление потоком заказов и планирование производственной деятельности.

– Насколько надежна в работе информационная система?

– За шесть лет работы ни разу не «падала». Естественно, при ее обновлении, внедрении новых версии, освоении новых функций могут возникнуть различные вопросы. Но в последние годы их все меньше. А главное – радует очень быстрая реакция сотрудников «Топ Софта» на любой вопрос, проблему. У нас есть несколько каналов связи, каждый из которых удобен в определенной ситуации: телефон, е-мэйл, скайп, система коммуникаций на сайте «Топ Софта». Многие вопросы закрываются буквально за полчаса общения с консультантом в чате.

– Как вы оцениваете процесс освоения системы новыми сотрудниками?

– Мы обходимся без обучающихся курсов. Во-первых, интерфейс «Галактики ERP» прост и логичен, а справочная система может ответить на любой вопрос. Во-вторых, мы создали подробные инструкции для каждого рабочего места и за считанные дни с минимальными усилиями сотрудник полностью входит в курс дела. Весьма эффективной формой обучения я считаю семинары и конференции, на которые нас постоянно приглашает компания «Топ Софт». Они всегда хорошо подготовлены и организованы. Получаешь много информации не только о новых программных продуктах нашего IT-партнера, но и о новых трендах в области информационных и управленческих технологий. Есть возможность обменяться опытом эксплуатации системы с коллегами с других предприятий, пообщаться с консультантами «Топ Софта», оперативно решить текущие вопросы.

 Опубликовано: «Белгазета» 29.10.2012.