+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Создаваемые в «Топ Софте» системы автоматизации бизнеса и управления производством уже третий десяток лет выбирают ведущие предприятия Беларуси и СНГ. О том, какие продукты пользуются сегодня спросом на рынке корпоративного ПО, журналу IT Bel рассказывает заместитель генерального директора компании «Топ Софт» Николай Владимирович Кузьмич.

– Система «Галактика ERP» – продукт, прошедший проверку временем…

– Первую версию этой системы мы разработали еще в 1995 году. За прошедшее время многократно увеличилось количество и функциональные возможности программных модулей системы. Создано множество отраслевых и специализированных решений. Накоплен богатейший опыт создания и внедрения высокоэффективных бизнес–приложений, знание и понимание местного рынка, особенностей функционирования отечественных предприятий. Отлажена система технической поддержки и обучения пользователей. Все это позволяет нам сегодня решать задачи любой сложности.

Список наших клиентов – тому прямое подтверждение. Нашими разработками пользуются Государственный Таможенный Комитет РБ, РУП «Белтелеком», ОАО «Керамин», крупнейший производитель экологически чистого гранитного щебня в Европе РУП «Гранит» и пр. Перечислять можно долго, всего в клиентском портфеле «Топ Софта» – свыше тысячи предприятий и организаций.

– Вы упомянули отраслевые решения. В данном случае речь идет о «коробочном продукте» или специальных разработках?

– Речь о создающихся на базе тиражной системы «Галактика ERP» новых решениях. Сегодня в линейке продуктов «Галактики» найти адаптированное под свою сферу деятельности решение могут предприятия большинства отраслей белорусской экономики.

В качестве примера можно привести систему «Галактика Машиностроение», обеспечивающую поддержку основных бизнес–процессов машиностроительного предприятия, включая управление производством, финансами, логистикой, персоналом, а также эффективное управление заказами, основным производством, качеством продукции.

В список возможностей также входит поддержка принятия управленческих решений и мониторинг результатов работы всех подразделений предприятия, решения по управлению заказами НИОКР, подготовкой производства, и финальной сборкой сложных изделий. Ключевой момент – простота интеграции со специализированным программным обеспечением, таким как CAD, CAM, PDM, SCADA.

На аналогичный уровень возможностей могут рассчитывать и заказчики других отраслевых решений. В частности, для энергетики, нефтегазового комплекса, строительства, предприятия пищевой промышленности, транспорта, и др.

– Но учетными задачами потребности предприятий не исчерпываются…

– Мы не стоим на месте. Анализируя потребности заказчиков, стараемся предлагать новые продукты. Важное для нас направление – комплекс приложений для поддержки принятия решений в различных сферах управления предприятием «Галактика Business Intelligence». Потребность в создании подобного рода систем возникла еще в конце 1990-х годов. Сегодня реализованы решения «Галактика BI Сбыт» и «Галактика BI Запасы». Они могут быть интегрированы по требованию заказчика практически в любую корпоративную систему.

– Насколько востребованы сегодня системы этого класса?

–За прошедший год в Беларуси система «Галактика BI Сбыт» была внедрена на трех предприятиях, среди которых ЧПУП «МАВ» и филиал British American Tobacco. Система была положительно оценена, отзывы отличные. Так что перспективы и прогнозы у нас более чем благоприятные. Конечно, некоторые проблемы присутствуют, но они отнюдь не технические, а экономические и социальные. Несмотря на то, что внедрение системы «Галактика BI Сбыт» занимает по стандартным меркам отнюдь немного – около месяца – многие руководители не спешат брать на вооружение эти инструменты, предпочитая полагаться в делах планирования и прогнозирования на традиционные методы. Похоже, ждут окончания кризиса – хотя система BI как раз и помогла бы им минимизировать потери.

– Есть ли отличия во внедрении тиражного продукта и специализированной разработки?

– Практически нет. Если отличия и возникают, то они никак не связаны с нашей системой. В среднем сдача ERP‑системы в эксплуатацию занимает около года. За это время мы должны провести обследование предприятия, разработать предложения по оптимизации бизнес-процессов предприятия и проект внедрения системы. При необходимости – поставить заказчику и развернуть недостающее оборудование, установить софт, обучить сотрудников предприятия-заказчика, помочь им «пересесть» со старой системы учета на новую. Всё, система готова работать, а мы – оказывать техническую поддержку.

Это длительный и сложный процесс, который требует активного участия не только от нас, но и от предприятия-клиента. И, в первую очередь, от его руководителя, который должен понимать всю сложность и неоднозначность процесса автоматизации. Если руководитель самоустраняется – проект начнет тормозиться и может не успеть к сроку. К счастью, это случается редко. В основном, подавляющее большинство топ-менеджеров не ограничивается принятием ключевого решения, а контролирует ход проекта и участие в нем своих сотрудников на всех стадиях. Автоматизация бизнес-процессов – основа развития или, в условиях мирового финансового кризиса, выживания. Не удивительно, что внедрение или усовершенствование комплексных решений в сфере информационных технологий многими руководителями расценивается в качестве первоочередных целей. Люди все больше понимают значимость информационных технологий.

– Кстати, о кризисе. Как проблемы в экономике сказались на «Топ Софте»?

– Кризис нас затронул, но кардинально на работу компании не повлиял. Один из главных видов деятельности «Топ Софта» – поддержка развернутых на предприятиях продуктов. И за последний год ни один из договоров по сопровождению не был расторгнут или изменен. В текущем положении дел наше ПО становится актуальным как никогда. Затраты на маркетинговые мероприятия не сокращались, так что не удивительно, что и количество первичных контактов с клиентами тоже не уменьшилось. Определенные проблемы возникли с текущими внедрениями, которые были приостановлены. Подчеркну: именно приостановлены. Отказов от сотрудничества не было. В целом мы чувствуем себя уверенно и, как показала практика, вполне готовы к любым потрясениям.

Говорят заказчики

Начальник отдела таможенной статистики и анализа Государственного Таможенного Комитета РБ Михаил Щербацевич:

– Внедрение системы «Галактика ERP» положительно сказалось на автоматизации системы учета задержанных и конфискованных товаров. Проще говоря, система «Галактика ERP» помогла нам решить проблему учета конфиската. Еще одна задача, решенная в короткий срок – учет акцизных марок. Это задача, без преувеличения, общегосударственная, поскольку в ее осуществлении участвуют, кроме таможенных органов, Гознак РБ, Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Сегодня весь процесс движения акцизных марок учитывается на базе одной системы – «Галактика ERP» – что помогает экономить государственные средства.

Начальник отдела капитального строительства Витебского филиала РУП «Белтелеком» Дмитрий Голощев:

– Эффективное управление капстроительством требует развитых инструментов учета, формирования аналитических отчетов. Для нашей организации с 2004 года таким инструментом стало отраслевое решение «Галактика Управление строительством». Выбор был очевиден – на тот момент аналогов данному комплексу, с учетом наших потребностей, в Беларуси не было. Сегодня это решение используют в работе специалисты отделов комплексного проектирования, капитального строительства, материально–технического снабжения и бухгалтерии нашего филиала. Решение «Галактика Управление строительством» помогает выполнять специфические операции, такие как, например, формирование и ведение учета актов передачи оборудования в монтаж, актов на списание материалов и т.д.

Опубликовано в майском номере журнала IT Bel за 2009 год.