+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Продолжаем публиковать интервью с сотрудниками «Топ Софта» к 25-летию компании.

От чего зависит создание успешного программного продукта, успешного бизнеса? Мнением делится генеральный директор компании «Топ Софт» Александр Царев.

 

Ход программистской мысли

– Александр Константинович, как, с вашей точки зрения, произошло рождение «Топ Софта»?

– Вначале была идея. В предыдущие годы отечественные разработчики создавали программное обеспечение «под конкретного заказчика» – как правило, крупное предприятие или организацию. Но с бурно растущим малым бизнесом так работать было невозможно. И мы сформулировали для себя новую концепцию разработки. Система учета хозяйственной деятельности должна быть: а) тиражной, б) предельно простой в освоении и использовании, в) легко поддаваться настройке под нужды конкретной фирмы силами того же бухгалтера, без участия программиста.

Потом был продукт на основе этой концепции. Программа «Бухкомплекс» – простая, надежная, универсальная. Мы создали ее в сжатые сроки в 1992 году, по максимуму используя свой опыт крупных проектов. Уже в сентябре представили «Бухкомплекс» на выставке в БГУ, а в октябре – завоевали первое место на международном конкурсе бухгалтерских программ, что проходил на крупнейшей в те годы на постсоветском пространстве IT-выставке на Красной Пресне в Москве. «Бухкомплекс» действительно по многим параметрам не имел аналогов, поэтому начал быстро захватывать рынок.

Наконец, 27 января 1993 года мы зарегистрировали Научно-техническое общество «Топ Софт» – и с тех пор каждый год празднуем в этот день официальный день рождения компании.

– А как родилась система «Галактика»?

– Тоже в результате «многоходовки». По мере развития «Бухкомплекса» в нем появился модуль складского учета. Но вскоре стало ясно, что складской учет для нужд бухгалтерии не может «закрыть» все потребности типичного предприятия в управлении логистикой.

Мы выделили из «Бухкомплекса» новую программу «Меркурий» – для управления торговой логистикой. Она отслеживала полный цикл движения товарно-материальных ценностей: приобретение, переработку, продажу. Обе программы могли работать как по отдельности, так и вместе на одном компьютере. Для обмена данными между ними даже дискетка не требовалась.

Но, по мере роста бизнеса, у наших заказчиков возникало все больше задач, которые приходилось решать нескольким сотрудникам. Нужно было обеспечить в компаниях эффективный обмен данными. Эту и другие назревшие проблемы нам удалось решить после того, как мы создали свой собственный инструментарий разработки «Атлантис».

В частности, на платформе «Атлантис» мы разработали первые в СНГ сетевые приложения: «Бухкомплекс» превратился в «Бизнес-бухгалтерию», а «Меркурий» – в «Бизнес-меркурий». Эти решения развивались, обрастали новыми возможностями. И на определенном этапе стало очевидно: оба решения полностью закрывают стандартные задачи бухгалтерского и оперативного учета – и в то же время хорошо дополняют друг друга. Напрашивался логичный шаг: взять лучшее из обоих программ – и дополнить полученное решение функциями финансового анализа, планирования и управления ресурсами, маркетингом и рекламой, кадрами и делопроизводством.

Так была создана первая в СНГ комплексная система управления предприятием. Днем ее рождения можно считать дату продажи первой лицензии на «Галактику» – 26 апреля 1995 года.

 

Конкуренты и секрет успеха

– Заимствовали ли вы идеи у разработчиков западных ERP-систем?

– Если бы и хотели что-то «украсть» – у нас не было такой возможности. Западные ERP-системы в то время работали на больших ЭВМ, т.н. мейнфреймах, и стоили миллионы долларов. К тому же мейнфреймы, по сравнению с персональными компьютерами, совершено по-другому взаимодействуют с данными. Единственная более-менее универсальная программа, с которой мы знакомились – система «Финансы», разработанная компанией «Хакерс дизайн» из города Жданов, ныне Мариуполь. Не знаю, существуют ли они сейчас – хотя в те годы система «Финансы» расходилась, как горячие пирожки, наравне с «Бухкомплексом»… Но она предназначалась для небольших компаний, так что заимствовать нам было нечего. Чтобы создать систему такого масштаба как «Галактика», пришлось мобилизоваться самим. Очень помог опыт наших ведущих программистов, которые в конце 1980-х участвовали в заказных разработках мощных пакетов по управлению финансово-расчетными операциями, материальными средствами и т.д. Второй мощный источник идей – постоянные консультации наших разработчиков с опытными бухгалтерами предприятий-клиентов. Мы старались сделать систему, которая решит реальные проблемы реальных предприятий в учете и управлении.

– А стала ли сама «Галактика ERP» образцом для подражания, своего рода отраслевым стандартом для других отечественных ERP-разработчиков, которые пришли на рынок позже?

– Да, на рынке есть решения, во многих отношениях напоминающие «Галактику ERP», вплоть до особенностей интерфейса. Но главное, я думаю, в другом: мы показали потенциал отечественных производителей ПО, способных работать даже в таких сложных сегментах, как рынок ERP. Тем, кто шел за нами, психологически было легче.

– Сегодня «Топ Софт» предлагает широкую линейку приложений, решающих различные задачи: от бизнес-анализа до управления ремонтами. Почему эти приложения создаются в виде отдельных решений, а не включаются в состав «Галактики ERP», как когда-то тот же «Бухкомплекс»?

– Система «Галактика ERP» закрывает стандартные потребности среднестатистического предприятия в учете и управлении ресурсами. Это как информационный фундамент, без которого любой бизнес просто развалится. Но конкурентные преимущества предприятия определяется не его сходством, а отличиями от других предприятий. Его уникальными особенностями и ноу-хау. Так вот, решения, которые мы создаем рядом с «Галактикой ERP» – как раз и позволяют компаниям реализовать свои конкурентные преимущества. В первую очередь таким потенциалом обладают продукты, созданные на новой платформе разработки Xafari. К примеру, вопросы управления и рекрутинга никем из разработчиков в странах СНГ пока не проработаны так мощно, как в нашем новом решении по управлению персоналом. Я уверен, что оно будет востребовано среди заказчиков, основным активом которых является качество персонала и квалификация сотрудников – например, среди IT-компаний. Хотя на промышленных предприятиях еще долго будет востребован традиционный кадровый учет.  Зато на крупном заводе принесет отдачу наша система по управлению активами, позволяющая резко сократить затраты на обслуживание оборудования за счет точной оценки его состоянии, предотвращения аварий и внеплановых ремонтов.

– В чем вы видите секрет успешного бизнеса? Почему многие ваши конкуренты середины 1990-х уже исчезли с рынка, а «Топ Софт» продолжает развиваться и расти?

– Мне кажется, самое главное – сохранять последовательность. В принципах, намерениях, планах, действиях. Мы прошли огромное количество маленьких шажков – от цели к цели – и продолжаем двигаться тем же манером. Начинающим бизнесменам я бы посоветовал того же: будьте терпеливы и последовательны!

Возьмем для примера разработку систем управления предприятием класса ERP (а на других рынках, я полагаю, ситуация похожая). Даже если вы располагаете неограниченными денежными ресурсами, то не сможете просто собрать людей по объявлению – и через несколько месяцев получить востребованный на рынке программный продукт класса ERP, BI или CRM. Да еще обеспечить этот продукт качественными услугами IT-консалтинга, внедрения бизнес-приложений, обучения работе с ними и технической поддержки. Чтобы добиться такого комплексного результата, в любом случае уйдут годы. Повторюсь: даже если у вас в распоряжении очень много денег. Но если вы будете последовательны – то даже с минимальными стартовыми инвестициями со временем выйдете в лидеры рынка. Как когда-то «Топ Софт».

На белорусский рынок «заходило» очень много знаменитых в свое время ERP-разработчиков, таких, например, как BAAN, ORACLE, HANSA… Почти все они – ушли. Не получилось у них с нашим рынком. А мы – остались. У нас с рынком все получается, потому что мы с этим рынком растем. Иногда – опережаем его на шаг. Иногда – учимся у своих клиентов пониманию бизнес-процессов, происходящих на предприятиях. И очень много сил и средств вкладываем в разработку новых продуктов. Часть вложений приносит отдачу – и тогда в портфеле компании появляется новое успешное решение. А часть проектов терпит неудачу – и их приходится хоронить вместе с потраченными деньгами, временем и нереализованными в этот раз амбициями конкретных разработчиков и проектных менеджеров. Но приходит новый день – и приносит новый шанс на очередной шажок вперед.

Одного британского садовника спросили: «Как вырастить настоящий английский газон?» Он ответил: «Просто поливай и коси. Поливай и коси – и так 200 лет». Мы так и работаем.