+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Высокая энергоемкость и материалоемкость отечественного производства давно стала притчей во языцех: как известно, чтобы произвести аналогичный товар, отечественные производители тратят в 1,5–3 раза больше энергии, чем западные.

Казалось бы, транспорт – одна из наиболее успешных отраслей экономики РБ – должна показывать здесь пример. К сожалению, впору вводить термин «высокая транспортоемкость»: доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15–30% против 7–8% в странах с развитой экономикой.

Чтобы шагать вровень с Европой, повышая скорость обработки и транспортировки грузов, сокращая уровень складских запасов, предприятиям необходимо внедрять в своих транспортных и логистических подразделениях автоматизированные учетные системы. Одно из специализированных отраслевых решений, доказавших свою эффективность на практике – модуль «Управление транспортом», входящий в состав интегрированной системы «Галактика ERP». О его возможностях и особенностях использования рассказывает разработчик решения – начальник группы разработки «Управление транспортом» компании «Топ Софт» Наталья Лисица.

  Наталья Михайловна, как создавалось решение «Управление транспортом»?

– Примерно десять лет назад наши клиенты начали обращаться с просьбой «нарастить» функционал ERP системы с учетом работы транспортных средств. Естественно, мы откликнулись на эту просьбу. На первых порах возможности нового модуля ограничивались вводом и обработкой путевых листов и  учетом расхода горюче-смазочных материалов. А сегодня это решение позволяет автоматизировать не только транспортные службы промышленных предприятий, но и автотранспортные компании. В нашем портфеле уже появились проекты, когда клиент начинает автоматизацию именно с модуля «Управления транспортом». А на следующих этапах – добавляет весь остальной функционал (управление снабжением, сбытом, персоналом и т.д.). Это само по себе говорит о востребованности модуля.

А можно ли его использовать отдельно от системы «Галактика ERP».

– Да, модуль «Управление транспортом» успешно интегрируется с учетными системами других разработчиков, включая 1C. В то же время включение модуля в единое информационное пространство на базе мощной, функционально насыщенной системы «Галактика ERP», одной из лучших в своем классе, обеспечивает его конкурентные преимущества перед аналогами. Это программное решение используют, например, структурные подразделения Государственного Таможенного Комитета и Белтелекома, Глубокский мясокомбинат, «Гомельлифт», Бритиш-Америкэн Тобакко и др. Модуль обладает большим количеством реквизитов в путевых листах и картотеках, что позволяет его легко настраивать под нужды конкретного клиента.

Какие задачи помогает решать модуль предприятию-пользователю?

– Сегодня многие предприятия, осуществляющие перевозки собственными силами, сталкиваются с целым букетом типичных проблем. Это и сложности при построении оптимальных маршрутов, и недогрузка автомобилей, и изношенность транспортных средств, и рост себестоимости транспортных услуг, и нехватка данных для эффективного анализа и планирования. Эффективно решить эти и другие проблемы невозможно без создания на предприятии единого информационного пространства и построения системы управления, планирования, учета и контроля за работой и ремонтом транспортных средств, движением топлива, смазочных материалов и запчастей.

Решение «Управление транспортом» позволяет управлять как транспортными ресурсами, так и персоналом транспортного цеха. Оно обладает целым рядом уникальных возможностей, включая интеграцию с системами глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС). В целом решение «Управление транспортом» помогает предприятию оценить его потребности в кадровых ресурсах, транспорте, горюче-смазочных материалах, запчастях, профилактических ремонтах, и за счет этого – сократить запасы на складах, снизить количество поломок на линии, и, в конечном счете, обеспечить точное соблюдение сроков поставок.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об основных возможностях модуля.

– Первый вопрос, который задает большинство потенциальных пользователей: «А что может ваш модуль по части экономии ГСМ?» И это понятно: все сегодня озабочены энергосбережением. Сразу отмечу, что расчет норм использования горюче-смазочных материалов в модуле реализован в полном соответствии с отраслевыми стандартами. Одно из уникальных преимуществ модуля: учет ГСМ в нем ведется в расчете не только на каждый автомобиль, но и на отдельные комплектующие, такие как обогреватели, отопители и т.д. Реализован учет смеси в случае разбавления топлива – эта функция, как известно, особенно актуальна в зимний период. Программа позволяет контролировать расход топлива в разрезе заказов, участков, услуг, в зависимости от закрепленных прицепов. В системе отражаются сведения о заправках, передаче топлива на другое ТС, нормативном и фактическом расходе топлива, а также его остатках в баках – при этом есть возможность проверить по лимитно-заправочным ведомостям, поступающим с АЗС, правильно ли отчитались водители по  путевым листам. Обработка путевых листов в дальнейшем помогает корректно рассчитывать заработную плату водителей, применять к ним меры поощрения за экономию или санкции – за перерасход ГСМ.

Какие возможности модуля помогают предприятию более эффективно решать главную задачу – по своевременной доставке грузов?

– Планирование транспортных ресурсов реализовано по принципу «планирование от ресурсов». На основании внесенных заявок автоматически, по специальному алгоритму, формируется недельно-суточный график работы транспортных средств с распределением по заказчикам. В роли заказчиков могут выступать как собственные подразделения предприятия, так и сторонние организации. По каждому заказчику в модуле отражается объем объема выполненной работы (пробег, моточасы, тонно-километры) и осуществляется расчет стоимости оказанных услуг. Недельно-суточный график может быть проверен с учетом пребывания транспортных средств на ремонте и других факторов. В свою очередь, точный учет состояния транспортных средств помогает вовремя ставить их на профилактический ремонт и закупать нужные запчасти. Все это позволяет избежать конфликтов с заказчиком, например, из-за неожиданной болезни водителя, форс-мажорного ремонта автомобиля или его использования на других заказах.

Ваш модуль, судя по его описанию на сайте, поддерживает работу с системами глобального позиционирования – GPS, ГЛОНАСС. Это «модная фишка»?

– Насущная необходимость. В ближайшие годы системы глобального позиционирования станут обязательным инструментом мониторинга транспортных средств и грузов. Наше решение уже сейчас позволяет напрямую обмениваться данными с навигационными системами (например, системой «Автотрекер» разработкой компании «Русские навигационные технологии»). Наш модуль передает в «Автотрекер» плановые показатели движения – и получает в ответ фактические показатели работы на маршруте. Кроме того, диспетчер может в реальном времени координировать перевозки, передавая срочные заказы свободным машинам. А водитель в нештатных ситуациях может рассчитывать на быструю помощь. В конечном счете, данные системы глобального позиционирования, как и другие перечисленные выше функции, помогают снижать себестоимость перевозок, сокращать потери от простоев, бороться с нецелевым использованием транспорта и гарантировать выполнение договорных обязательств перед клиентами.

Опубликовано в «Белгазете» 29.09.2008.