+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Беларусь – транзитная страна, европейский перекресток в полном смысле этого слова. Поэтому, как бы не был далек ваш бизнес или профессиональная деятельность от отраслей, обеспечивающих движение товаров и услуг через территорию нашей страны, благополучие вашего предприятия связано с транзитными отраслями множеством экономических нитей.

О факторах, обеспечивающих стабильную и эффективную работу стратегически важного для белорусской экономики предприятия – РУП «Гомельтранснефть Дружба» – рассказывает его генеральный директор Алексей Костюченко.

  Алексей Алексеевич, какой отпечаток накладывает отраслевая специфика на оценку эффективности работы вашего предприятия? Если, например, речь идет о мебельном предприятии, тут критерии понятны: рост продаж, расширение ассортимента мебельных гарнитуров, завоевание новых рынков сбыта и т.д.. А что важно для вас как генерального директора предприятия транспорта нефти?

– Задача, стоящая перед нами, на первый взгляд, проста: получить на российско-белорусской границе определенный договором объем нефти и доставить его на белорусско-польскую границу и на Мозырский НПЗ. При этом не только количество, но и качество нефти на «входе» и «выходе» нашей трубопроводной системы должны совпасть. Но трубопровод – не Припять, а нефть – не вода, и сама к заказчику не потечет. Ее доставку обеспечивает большой коллектив (около 1400 человек) и сложнейшая, географически протяженная и технически насыщенная хозяйственная система. Она включает в себя не только 6 нефтеперекачивающих и 15 насосных станций, но и центральную базу производственного обеспечения, которая выпускает нестандартное оборудование и запчасти, проводит сложные ремонты нефтепроводов, содержит транспортную и специальную технику. Естественно, на балансе такого крупного предприятия, как наше, есть и социальные объекты.

Растут ли объемы прокачки нефти?

– За последние семь лет они увеличились в полтора раза. Нефтепровод давно вышел на проектную мощность и увеличивает прокачку нефти только за счет модернизации основных агрегатов и вспомогательной инфраструктуры. Мы ведем большой объем строительных, монтажных и ремонтных работ, а также занимаемся производством стройматериалов для своих объектов, осуществляем большой объем транспортных перевозок. Программа реконструкции, рассчитанная на 10 лет, предусматривает ежегодное освоение $30–50 млн и создание в итоге современной, высокорентабельной и безопасной нефтетранспортной системы. Безопасный бесперебойный транзит нефти – важнейший критерий оценки нашей работы. За сутки наше предприятие прокачивает свыше 200 тысяч тонн, и в случае остановки нефтепровода, российским поставщикам нефти пришлось бы каждые 20 минут отправлять через Беларусь нефтеналивной железнодорожный состав – а это значительно увеличило бы их издержки. Пострадали бы не только зарубежные поставщики и получатели нефти, но и огромное количество белорусских предприятий, которые зависят от поставок нефтепродуктов с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. А, в случае серьезной аварии на нефтепроводе – понесла бы урон и экологическая система региона: труба проходит через обширную речную сеть и Припятский национальный заповедник.

Как вы минимизируете эту угрозу?

– Предприятие ведет тотальный компьютеризированный мониторинг за работой трубопроводной системы, по всей длине которой установлены тысячи приборов, от манометров и газоанализаторов до систем раннего обнаружения утечек и аварий. Последние 10 лет мы проводим плановую диагностику силами ведущих компаний, в т.ч. российских и английских, с помощью диагностических снарядов, действующих внутри трубы. Аварийно-спасательная служба предприятия оснащена 130 единицами аварийной техники, а также самым передовым оборудованием для сбора нефти и локализации аварий в кратчайшие сроки. О комплексности и эффективности принимаемых нами мер говорит как отсутствие претензий от многочисленных землепользователей, так и полученный предприятием сертификат соответствия международному экологическому стандарту ISO-14001 – «Система управления окружающей средой».

Какие факторы обеспечивают эффективное развитие вашего предприятия?

– Это передовые знания и технологии, в т.ч. информационные. РУП «Гомельтранснефть Дружба» – часть транснациональной нефтетранспортной системы, использующая технологии мирового уровня. Это предъявляет высокие требования к квалификации и интеллектуальному потенциалу персонала. Мы уделяем первостепенное внимание профессиональному росту и интеллектуальной вооруженности сотрудников, среди которых есть представители уникальных для Беларуси профессий.

Мы в числе первых белорусских предприятий объединили удаленные филиалы скоростными оптоволоконными линиями связи, а сегодня – строим современную видеоконференцсвязь. Подобный проект реализовали всего несколько предприятий РБ. Для нас он крайне важен: сегодня для решения в головном офисе текущих вопросов многие сотрудники филиалов и головного офиса вынуждены еженедельно преодолевать тысячи километров. С внедрением видеоконференцсвязи эти затраты сразу сократятся процентов на 60 –70: видео возьмет на себя все задачи, которые невозможно решить по телефону, но ради которых не обязательно отправляться в командировку.

Добавлю, что на предприятии используются самые современные сервера и рабочие станции. Создано около 400 компьютеризированных рабочих мест. В одной лишь интегрированной системе «Галактика ERP» работает более ста человек, использующих более двухсот лицензий на различные программные модули. «Галактика ERP» – важнейшая часть информационной системы управления нашим предприятием, в развитии которой «Гомельтранснефть Дружба» с середины 1990-х годов сотрудничает с ведущим отечественным разработчиком систем класса ERP – компанией «Топ Софт».

Как вы оцениваете практические результаты этого сотрудничества?

– Прежде всего, они выражаются в снижении издержек и повышении качества управления предприятием. Без автоматизации штат экономических служб можно было бы смело умножать в три раза. А главное – постоянная эволюция информационной системы позволяет получать все более оперативную и точную картину всех бизнес-процессов на предприятии.

Автоматизация на базе комплекса «Галактика ERP» начиналась с аппарата управления и долгое время этим и ограничивалась. 2 года назад мы начали работу по консолидации основных показателей бухгалтерского учета всех филиалов и предприятия в целом. В минувшем году эта работа была завершена.

Мы получаем необходимую отчетность по бухгалтерскому, складскому учету, финансовому анализу с точки зрения затрат, управлению снабжением, автотранспортом, ремонтами и др. И сегодня я, как директор, ставлю перед своей информационной службой новые задачи: детализация отчетности по каждому филиалу, каждой стройке и участку, консолидация этой отчетности и внедрение управленческого учета.

Сегодня я также заинтересован получать в реальном времени информацию о выполнении ключевых показателей, таких как рентабельность, заработная плата, выплаты по другим затратным статьям и т.д. Вместе с компанией «Топ Софт» мы выработали единое представление о том, как этих целей достичь и одновременно повысить контрольно-организационные функции системы.

Каковы ваши ближайшие совместные планы?

– Мы вплотную подошли к созданию на предприятии единого дата-центра. Это позволит обеспечить глубокую аналитическую обработку производственной и финансовой информации. В этом плане практический интерес для нашего предприятия представляют новые решения «Топ Софта», такие как система поддержки принятия решений «Галактика Business Intelligence» и система построения сводной отчетности «Галактика Консолидация».

Наши специалисты уже знакомились с этими решениями и остались довольны их возможностями. Также в планах нашего предприятия – создание эффективной системы управления капитальным строительством. Что касается ближайших проектов, то до конца текущего года мы рассчитываем обеспечить оперативное управление инвестиционными проектами и оперативный анализ финансовых показателей.

Освоение инвестиционной программы сегодня стало одним из важнейших ключевых показателей работы предприятия. Если раньше мы учитывали общие объемы инвестирования, то сегодня за каждым пунктом инвестиционной программы стоят четкие сроки и конкретные исполнители. А система «Галактика ERP» помогает нам получать отдачу от каждого рубля, вложенного в развитие предприятия.

Начальник отдела АСУП РУП «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго:

– Система «Галактика ERP» – очень мощный программный продукт. Нам еще предстоит освоить целый ряд его возможностей. Очень важно, чтобы информационная система обладала таким запасом прочности: как только на предприятии созревают потребности – для их реализации уже есть готовые инструменты. С другой стороны, в некоторых областях наши сегодняшние потребности выходят за рамки тиражной версии интегрированной системы. И тут для нас очень важна готовность компании «Топ Софт» идти навстречу нашим пожеланиям. Мы ставим задачи – и «Топ Софт» их всегда выполняет. За все время нашего сотрудничества мы ни разу не получили от нашего IT-партнера отказа в модификации его программных модулей. Например, с учетом уникальной отраслевой специфики нашего предприятия «Топ Софт» полностью переработал свой модуль управления автотранспортом, разработал систему управления договорами в области транспортировки нефти и реализации нефтепродуктов.

Казалось бы, можно только радоваться постоянной готовности разработчика к выполнению заказных проектов. Но мы ведь понимаем, что IT-партнер несет повышенные издержки, разрабатывая продукты, которыми, возможно, никто, кроме нас, не воспользуется. С другой стороны, мы сами рискуем увеличением издержек при переходе от версии к версии программного продукта. В итоге совместной работы нам удалось создать антизатратный механизм, обеспечить такое взаимодействие с IT-партнером, при котором качественное сопровождение системы не привязано к конкретным специалистам, а все изменения тиражного продукта автоматически отражаются на заказных решениях. Компания «Топ Софт» справилась с этим вызовом, проявив, на мой взгляд, высокий уровень менеджмента.

Что касается нашего предприятия, то сегодня работу системы «Галактика ERP» в состоянии эффективно поддерживать один-единственный наш специалист вместо пяти. Полученная экономия фонда зарплаты значительно компенсирует абонентскую плату за техническую поддержку со стороны «Топ Софта».

Еще один очевидный плюс «Галактики ERP» – возможность поэтапного эволюционного развития информационной системы, ее масштабирования на все более широкий круг задач. Заказчик может не опасаться резкой смены платформ, что всегда чревато высокими издержками. Архитектура системы «Галактика ERP» позволяет начать с простого учета и постепенно прийти к финансовому анализу и управленческому учету.

Опубликовано в «Белгазете» 23.06.2008.