+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Как оптимизировать бизнес-процессы и «обогнать» кризис

Автомобильные перевозки грузов – наглядный «индикатор», одним из первых сигнализирующий как о подъеме экономики, так и о нарастании в ней проблем. Особенно ярко эта особенность проявляется в периоды мировых кризисов. Однако в минувшем году, вопреки общему ниспадающему тренду, некоторым белорусским международным перевозчикам удалось добиться роста объемов перевозок и финансовых показателей. Каким образом?

Притормозили, но не заглохли

Кризис нанес отрасли удар, от которого до сих пор не могут оправиться многие транспортные предприятия. В первые месяцы 2009 года объем заказов у белорусских автоперевозчиков упал в среднем на 20–40%. Компаниям, чтобы удержать свои позиции на международных рынках, пришлось снижать фрахтовые ставки на 30–40%, а по некоторым направлениям – и до 50%.

Характерно, что в это же самое время стоимость транспортных средств на мировом рынке сохранилась в целом на докризисном уровне. Из-за резкого падения доходов многие белорусские перевозчики, взявшие транспорт в лизинг, оказались на грани выживания: не сумеешь вовремя рассчитаться по лизинговым платежам – придется сдавать транспорт и закрывать компанию. Дополнительные проблемы для отечественных компаний создавали протекционистские действия других государств, которые, дабы поддержать собственных перевозчиков, начали сокращать количество разрешений на поездки.

К лету количество поездок белорусских перевозчиков грузов по отношению к показателям 2008 года начало было расти – особенно в Россию, Польшу, Чехию, Турцию ряд других стран Евросоюза и СНГ. Но к осени вновь упало – правда, существенно ниже, чем у государств-соседей (если в РБ за 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество поездок сократилось на 8,6%, то в России – на 11%, в Польше – на 21%, в Украине – на 25%, в Литве – на 33%).

По итогам года белорусские перевозчики увеличили количество поездок в 27 европейских и азиатских странах (включая Таджикистан, Азербайджан, Турцию, Казахстан) и не допустили резкого падения объемов перевозок в направлении Германии (сокращение на 19,4%), Латвии (на 11,7%), Польши (на 11,5%).

При этом отдельные белорусские предприятия уже успели вернуться на траекторию роста.

Автоматизация успеха

Опытом снижения издержек, оптимизации бизнес-процессов и управления финансами в условиях кризиса редакция «Белгазеты» попросила поделиться главного бухгалтера ИП «Могилеввнештранс» Татьяну Богданову. Это предприятие является ведущим международным перевозчиком Могилева и Могилевской области.

– Татьяна Миновна, каковы итоги прошедшего года для вашего предприятия?

– Как и для любого предприятия, год для нас был не простым. Однако, благодаря активной работе, нам удалось в 2009 году увеличить объем перевозок – причем не просто в рублевом эквиваленте, а в долларах США. Так, по итогам года экспорт транспортных услуг нашего предприятия составил $3011,6 тысяч. И если первый квартал минувшего года был достаточно сложным, то уже к лету ситуация выровнялась.

Наверное, мы уже тогда показали бы рост – но разразилась «молочная война» с Россией, с которой наши транспортные средства, груженые молочной продукцией, делали большой оборот. Пришлось искать для них новые направления работы. И уже по результатам 9 месяцев года мы сработали с небольшой прибылью. А год завершили очень успешно – можно сказать, резко «обогнали» кризис, оставив его позади.

Например, по сравнению с ноябрем 2008 года, в ноябре 2009 года экспорт транспортных услуг, оказываемых предприятием, вырос на 17,6% и составил $280,1 тысяч, а за 4-й квартал вырос на 3,8% и составил $806,4 тысячи. Сегодня, учитывая признаки восстановления мировой экономики, а также рост ставок на услуги по перевозке грузов, мы с оптимизмом смотрим на перспективы работы предприятия в 2010 году.

– Как вашей компании удалось адаптироваться к условиям кризиса и еще до его окончания вернуться на траекторию роста?

– Ключевую роль сыграли наши усилия по повышению качества управления. В частности, нам удалось компенсировать падение фрахтовых ставок за счет сокращения издержек, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, построения оптимальных маршрутов и повышения оборачиваемости транспорта. Кроме того, еще за несколько лет до кризиса мы сделали ставку на постоянную модернизацию автомобильного парка в соответствии с новейшими международными стандартами.

Во время кризиса это технологическое лидерство обернулось конкурентными и финансовыми преимуществами. Еще до кризиса мы полностью отказались от автомобилей устаревших стандартов Евро-2 и Евро-3, которые уже не соответствуют требованиям на российском и европейских направлениях, и полностью перешли на транспорт стандартов Евро-4 и Евро-5. Поэтому, когда в связи с падением спроса конкуренция на рынке резко выросла – мы смогли получать больше разрешений на поездки и наши услуги в глазах европейских заказчиков выделялись на фоне предложений других компаний-перевозчиков, отставших с обновлением парка.

– Вы арендуете транспорт?

– Нет, мы отказались от лизинга. Весь автопарк предприятия находится в его собственности – и в этом заключается еще одно наше преимущество. Лизинг сильно увеличивает затратную часть транспортного бизнеса. Многим компаниям после падения ставок стало нечем платить лизинговые платежи, поэтому им пришлось возвращать машины банкам (к слову, нам до сих пор поступает от банков масса предложений о покупке машин по остаточной стоимости). А у нас расходы – чисто эксплуатационные, что положительно сказывается на себестоимости наших услуг. Добавлю, что еще одним удачным шагом во время кризиса оказалось для нас активное освоение рынка экспедиционных услуг. Этот вид деятельности, при минимальных затратах, дает неплохие доходы. На этом рынке мы чувствуем себя достаточно уверенно, опираясь на свой многолетний опыт перевозчика и хорошее знание международных маршрутов.

– Во время нынешнего кризиса многие топ-менеджеры обнаружили, что система учета и управления предприятием является его самым слабым звеном, не позволяя оперативно снижать издержки и оптимизировать бизнес-процессы. А для «Могилеввнештранса», по вашим словам – одним из факторов роста. Поделитесь, пожалуйста, опытом.

– Автоматизация учета и управления у нас проводится на базе интегрированной системы «Галактика ERP». C ее разработчиком, компанией «Топ Софт», мы работаем очень давно, с 1996 года – и это сотрудничество устраивает нас во всех отношениях.

Система «Галактика ERP» отличается высокой функциональностью, скоростью работы, оперативностью обновлений, связанных с изменениями в законодательстве. Мы на сто процентов используем возможности контуров бухгалтерского учета, логистики, управления персоналом. Система позволяет удобно группировать записи и формировать очень наглядные выходные формы.

Даже наши проверяющие отмечают: «В отчетах «Галактики ERP» все очень четко и понятно расписано. Не требуется, чтобы рядом сидел бухгалтер и объяснял, откуда взялась та или иная проводка. Бери и читай».

Также радует, что наши IT-партнеры очень быстро реагируют на все замечания, просьбы и пожелания, постоянно улучшают и упрощают систему, вносят важные для нашей отрасли дополнения и изменения, создают специфические выходные формы и т.д..

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Для международных перевозчиков критически важная функция – оформление авансовых отчетов по валюте. В тиражной «Галактике ERP» была предусмотрена авансовая отчетность только в белорусских рублях. Во время командировок в дальнее зарубежье водители пересекают несколько национальных границ, выплачивают различные дорожные сборы и платежи, платят в гостиницах, кафе, на заправках и т.д. Причем используют не только евро, но и, например, злотые в Польше, литы в Литве и др. Соответственно, вернувшись домой, сдают чеки в нескольких валютах. Разработчики «Галактики ERP» учли эту отраслевую специфику. Сейчас при формировании авансовых отчетов происходит автоматическая конвертация валют, и мы получаем наглядную и удобную выходную форму. По нашей просьбе вносились и другие специфические изменения. Например, по заработной плате (она у нас сдельная и зависит от пробега), по учету основных средств и др.

– Многие аналитики считают, что в этом году экономике, бизнесу будет полегче. Какие в решении новых задач может помочь автоматизация управления?

– На недавнем семинаре в компании «Топ Софт» я, прежде всего, обратила внимание на новые разработки, позволяющие улучшить экономический анализ деятельности предприятия. Сегодня уже недостаточно сведения данных бухгалтерского, финансового учета. Необходим их углубленный анализ: возможность сравнить работу предприятия в разные периоды и выявить причины различий, оценить трудозатраты на каждую машину, провести постатейный анализ себестоимости перевозок, определить оптимальный вариант изменения структуры затрат и т.д.

В нынешнем году мы рассчитываем приобрести у «Топ Софта» модуль «Управление транспортом», который должен помочь в решении этих задач. Мы уже опробовали демонстрационную версию этого модуля и в целом остались довольны его возможностями. С его внедрением появится возможность полностью автоматизировать весь процесс управления автотранспортом – с момента выдачи путевого листа до выдачи зарплаты водителю. Интеграция с другими модулями «Галактики ERP» позволит избавиться от дублирования в учете, сократить персонал и повысить глубину и качество анализа данных.

Еще один модуль, вызывающий у нас интерес – «Управление ремонтами». Раньше ремонт автомобилей был заботой лизингодателей. Теперь, когда весь транспорт у нас свой, нам нужно самим следить за его состоянием, вовремя проводить профилактические ремонты, контролировать, как экипажи относятся к своему подвижному составу. И в конечном итоге, сделать так, чтобы каждый водитель помнил: вверенный ему автомобиль – его кормилец. Входящие в систему «Галактика ERP» инструменты позволяют полностью реализовать эти задачи.

Опубликовано в «Белгазете» 1.03.2010.