+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Один из создателей компании «Топ Софт» Валерий Басалыга, стоявший у истоков долгого и плодотворного сотрудничества с компанией «Транснефть», рассказывает  в интервью изданию Expert Online о работе с транспортной монополией, о трудностях и радостях внедрений по всей России и о дальнейших планах.

ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» – крупнейшая трубопроводная компания в мире, в которую входят 12 дочерних предприятий по транспортировке нефти, 8 – по транспортировке нефтепродуктов, 32 сервисных организаций и 10 вспомогательных предприятий.

Сегодня в 23 филиалах «Транснефти» в информационной системе «Галактика ERP» работают порядка 45 000 специалистов. Благодаря созданию однородного информационного ландшафта руководители дочерних предприятий и общества в целом получили объективную картину бизнес-процессов и необходимую информацию для принятия выверенных оперативных и стратегических решений.

Партнеры-лидеры

– Валерий Иванович, что выигрывает АК «Транснефть» от сотрудничества с вашей компанией?

– Прежде всего, время: благодаря автоматизации наш заказчик получает возможность ускорять бизнес-процессы. Естественно, кроме экономии времени, наше сотрудничество дает и экономию денег по многим направлениям.

Несмотря на свое положение естественной монополии, АК «Транснефть» непрерывно стремится к повышению эффективности и минимизации издержек. В том числе, за счет сокращения управленческого аппарата, упрощения организационной структуры, объединения, либо, при необходимости, разъединения дочерних предприятий. Например, «Транснефть» стала одной из первых крупных российских компаний, которая перевела бухгалтерский и налоговый учет на внутренний аутсорсинг, убрав их из филиалов и передав эту функцию «Транснефть Финанс». Подобные действия дают всей системе большую экономию средств. Компания «Топ Софт», опираясь на накопленный опыт и технологии, в сжатые сроки реорганизует ИТ-ландшафт в соответствии с обновленной структурой клиента.

Для заказчика также важно, что мы располагаем мощной системой ERP-класса и при необходимости можем выйти за рамки стандартного набора: бухгалтерский, налоговый и оперативный учет, расчет зарплаты, управление персоналом. Так, в ряде дочерних предприятий «Транснефти» на базе «Галактики ERP» было автоматизировано управление производством, транспортом, строительством и т.д.

Кроме того, мы жестко придерживаемся правила — работать в рамках утвержденного бюджета. Мы никогда не совершали и не предлагали заказчику шагов, которые могли бы привести к превышению бюджета. Это ценится. Поэтому, даже если вести отсчет с кризисного 2008-го, не было еще ни одного года, чтобы, кроме стандартной технической поддержки, наша компания не вела в «Транснефти» проектов внедрения.

– Это сотрудничество, вероятно, выгодно и вам?

– Конечно. Для нас это один из приоритетных комплексных проектов. Ведь АК «Транснефть» – среди лидирующих нефтетранспортных компаний в мире, один из крупнейших налогоплательщиков России. Суммарная протяженность входящих в ее сеть трубопроводов – свыше 70 тысяч километров. Штат составляет около 100 тысяч сотрудников, порядка половины из которых регулярно работают в системе. На «Галактике ERP» уже автоматизировано 70% бизнес-процессов «Транснефти». Огромный опыт, полученный в проекте такого масштаба, позволяет нам сохранять лидирующие позиции на отечественном ИТ-рынке, приближать к мировому уровню наши технологии разработки и программные продукты.

– Но ведь и зарубежные конкуренты не дремлют?

– Конечно, как и многие другие российские компании международного масштаба, АК «Транснефть» периодически посматривает в сторону мировых ИТ-брендов: а какие решения предлагают они сегодня? Тем не менее, наше сотрудничество продолжается. Благодаря чему? Этот вопрос правильнее, наверное, адресовать нашему заказчику. На мой взгляд, одно из наших главных преимуществ — это самостоятельность: мы предлагаем из одного источника и программное обеспечение, и консультации, и внедрение, и техническое обслуживание, и обучение. У нас нет субподрядчиков, мы сами отвечаем и за промежуточный, и за конечный результаты. В случае с нашими конкурентами заказчику пришлось бы иметь дело с подрядчиком и несколькими субподрядчиками. К слову, в «Топ Софте» создано отдельное подразделение, которое обслуживает информационную систему АК «Транснефть», занимается ее технической поддержкой и постгарантийным обслуживанием.

Кроме того, «Галактика ERP» – отечественный программный продукт, который полностью учитывает требования российского законодательства. Адаптация к местным условиям, в отличие от зарубежных аналогов, ему не нужна. И это значительно ускоряет процесс внедрения. Наконец, последние полтора года государство и крупные компании по-новому начали смотреть на вопросы информационной безопасности. Ведь в связи с так называемыми санкциями западные разработчики могут в любой момент «отключить» пользователя от технической поддержки и обновления системы.

Ноу-хау ИТ-проекта в «Транснефти»

– Расскажите, пожалуйста, о методологии проекта.

– Для того чтобы внедрить систему в такое крупное предприятие, нужно было разработать типовое проектное решение. Наш предшественник компания РБС «Российские бизнес-системы» разработала методологию бухгалтерского и налогового учета в АК «Транснефть». После этого многие сотрудники РБС перешли на работу в компанию «Транснефть Финанс». В нашу задачу входила реализация этой теоретической концепции на практике. То есть создание и апробирование типового проектного решения, которое можно будет распространить на все предприятия, входящие в корпорацию «Транснефть». Причем, все корректировки, переделки и дополнения – которых, естественно, было много – нам приходилось проводить прямо по ходу внедрения системы «Галактика ERP». Я постоянно участвовал в совещаниях компании «Транснефть Финанс», на которых анализировался ход проекта. Обсуждали множество практических вопросов. Например, где, на каких счетах и какие размещать проводки? Порой разгорались споры, ведь собирались специалисты с большим опытом и знаниями, у каждого сложились свои представления об эффективной организации бухгалтерского и налогового учета. В итоге позиции удалось согласовать.

– Как формировалась команда проекта?

– В автоматизации АК «Транснефть» всегда участвуют только подготовленные специалисты с опытом успешных внедрений. В центральную группу управления этим проектом входят наши ведущие специалисты, в филиалах созданы рабочие группы в составе наших консультантов. Каждый участник центральной группы отвечает за конкретные бизнес-процессы и направления учета. Ответственные по направлениям совместно со специалистами компании-заказчика прорабатывают методологические вопросы, адаптируют типовое проектное решение к условиям конкретного филиала. Руководители и консультанты проектов в филиалах воплощают разработанные рекомендации на местах.

Эта схема оказалась самой эффективной. Именно с ее помощью удалось решить задачу объединения информационных потоков гигантской компании, создать единую базу данных, которая стала фундаментом для реализации эффективных управленческих стратегий АК «Транснефть».

Успешные кейсы

– Какой из проектов в системе АК «Транснефть» стал самым крупным на сегодняшний день?

– Сначала типовое проектное решение было апробировано в трех магистральных нефтепроводах системы АК «Транснефть» – «Восточно-Сибирском», «Северо-Западном» и АО «Черноморсктранснефть». Следующим шагом стало его внедрение в компанию «Сибнефтепровод». Это самый крупный магистральный нефтепровод во всей системе АК «Транснефть». По сложности бизнес-процессов и объему работ этот проект превосходил три предыдущих. Сложность и новизна заключались еще и в том, что нам нужно было распространить типовое проектное решение на производственное предприятие – ремонтно-механический завод, входящий в состав «Сибнефтепровода».

Компания объединяет 15 филиалов, в каждом из которых есть свои структурные подразделения. Это сложное организационное дерево, во всех ответвлениях которого нам нужно было организовать работу своих специалистов. Находясь централизованно в Тюмени, консультировать и внедрять систему в разбросанных по стране филиалах «Сибнефтепровода» невозможно. Это я понял с самого начала проекта, проанализировав ошибки в автоматизации нефтепровода, допущенные еще до нашего прихода. Но для того чтобы на этот раз сделать все правильно, нам пришлось максимально мобилизовать кадровые ресурсы.

Когда мы приступили к проекту, столкнулись с проблемой быстродействия системы. Компьютерная техника, которая стояла на вооружении «Сибнефтепровода», не справлялась с потоками данных и большим количеством транзакций. Нашим специалистам пришлось привлекать экспертов по базам данных Oracle, проводить тесты и доказывать заказчику, что причина замедления транзакций заключается именно в технике. Под нашу ответственность и по нашей рекомендации клиент временно взял в аренду оборудование с определенными характеристиками, и быстродействие системы сразу выросло. После этого была проведена существенная модернизация инфраструктуры.

В итоге мы уложились и в сроки, и в бюджет. Заказчик остался доволен полученными результатами и понял, что нам по силам справиться с задачами любой сложности. С этого момента проекты пошли один за другим. Мы начали перевод на типовое проектное решение остальных дочерних предприятий АК «Транснефть».

– Какой из проектов в «Транснефти» вы считаете самым сложным?

– По своему масштабу проект в компании «Транснефть-Охрана», пожалуй, был вторым после автоматизации «Сибнефтепровода». Компания имеет филиалы во всех 14 магистральных нефтепроводах. Ее структурные подразделения, в которых работает до 15 тысяч человек, разбросаны на огромной территории — от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. Однако главную сложность создавали немыслимые сроки, в которые нужно было завершить этот масштабный проект. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ и Президента Российской Федерации создание выделенной охраной структуры необходимо было завершить в считанные месяцы. Это означало необходимость через два месяца обеспечить в «Транснефть-Охране» расчет и выплату аванса и заработной платы. Еще через три месяца – наладить бухгалтерский, налоговый, оперативный учет, автоматизировать управление персоналом. Зная нашу реальную загрузку, заказчик предложил решить эту задачу конкурентам, но все они решительно отказались: на подобный проект в обычных условиях требуется от полутора лет. И тогда мы все-таки взялись за эту работу и сделали ее за два месяца.

Когда «миссия невыполнима», нужно закатывать рукава. Команда, вовлеченная в проект, работала, как часы. Мы приложили максимум усилий, чтобы четко организовать работу, распределить ресурсы и людей. В среднем, в проекты по автоматизации подразделений «Транснефти» вовлекается до 45 сотрудников. А в этом проекте на его пике участвовало до 200 специалистов. Часть из них мы привлекли из наших проверенных компаний-партнеров. Причем, данный проект мы вели параллельно с другим масштабным проектом – по автоматизации «Балтнефтепровода».

Самой волнующей была ситуация, когда мы, минуя этап опытной эксплуатации, сразу запустили систему в «Транснефть-Охране» в промышленную эксплуатацию. В итоге, по словам руководства АК «Транснефть», сказанным на совещании, проект автоматизации «Транснефть-Охраны» был сделан идеально — в срок и без замечаний.

Сегодня мы приступаем к подобному проекту в АО «Связьтранснефть». В этой компании также 14 филиалов, распределенных по огромной территории. И заказчик по-прежнему ждет от нас оперативной и качественной работы. Мы начали проект в августе 2015 года и за 10 месяцев, к апрелю 2016 года, должны его завершить. За это время под специфику этой компании будет адаптировано и внедрено типовое проектное решение, и «Связьтранснефть» будет подключена к единой базе данных с едиными нормативными справочниками.

В заключении хотелось бы сказать, что с заказчиком нам очень повезло. Выражаю руководству и сотрудникам АК «Транснефть» глубокую признательность: вы все профессионалы с большой буквы. Как известно, информационную систему на предприятии внедряет прежде всего сам клиент, наши эксперты лишь оказывают в этом процессе соответствующую помощь. Одна из наших задач — чтобы по окончанию процесса внедрения, заказчик продолжил эксплуатацию системы самостоятельно. А на предприятиях АК «Транснефть» проекты автоматизации не просто переходят в промышленную эксплуатацию, но и постоянно находятся в развитии.