«Таможня должна помогать предприятиям работать так, чтобы те имели прибыль и платили налоги», – заявил на коллегии КГК РБ, посвященной итогам проверки таможенных служб, председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать. Для реализации этой задачи, отмечают ведущие специалисты Государственного Таможенного Комитета, необходима хорошо налаженная информационная система.
С корреспондентом «Белгазеты» беседуют заместитель начальника управления информационных технологий – начальник отдела таможенной статистики и анализа ГТК РБ Михаил Щербацевич и начальник финансово-экономического управления – главный бухгалтер Государственного таможенного комитета Людмила Николаева.
– Какое отношение к информационным технологиям сложилось в Государственном таможенном комитете РБ?
Михаил Щербацевич: Самое серьезное: на них возложена поддержка задач, прописанных в Таможенном кодексе Республики Беларусь. Прежде всего, речь идет об автоматизации таможенного оформления, таможенного контроля, ведения внешнеторговой статистики, об информационной поддержке административно-хозяйственной деятельности. Таможенным органам присущи многие формы управленческой деятельности, свойственные обычным юридическим лицам: управление финансами, персоналом, материально-техническим снабжением, логистикой и др. В 1990-х годах наша организация находилась в поисках оптимальной стратегии автоматизации, учитывающей отраслевую специфику. После того, как эта стратегия была определена, важнейшей задачей стала интеграция и модернизация существующего программного обеспечения, включающего десятки систем и отдельных автоматизированных рабочих мест.
Людмила Николаева: Осенью 1998 года, когда ГТК РБ провел тендер по выбору базовой системы автоматизации административно-хозяйственной деятельности, свои разработки представили несколько ведущих отечественных компаний. В итоге, выбор был сделан в пользу интегрированной системы «Галактика ERP».
Мы изначально стремились не ограничиваться автоматизацией бухгалтерского учета – что пришлось бы сделать при использовании конкурирующих разработок. Государственный таможенный комитет финансируется из бюджета, поэтому каждый человек и каждый рубль у нас на особом учете. Максимально эффективное использование ресурсов обеспечивает, как известно, только комплексная автоматизация работы всех подразделений, позволяющая использовать единую информационную базу для сквозного планирования, оптимального расходования и контроля за использованием ресурсов.
Именно такова идеология и архитектура системы «Галактика ERP», на которую была сделана ставка. Жизнь показала, что мы были правы. Опираясь на налаженный финансовый учет, мы шаг за шагом расширяем использование «Галактики ERP» на другие сферы управления. Так, по аналогии с административно-хозяйственной деятельностью сейчас планируется централизовать ресурсы служб управления персоналом и материально-техническим снабжением.
М.Щ.: Последние три года Комитет работает над созданием системы электронного декларирования. На практике нам приходится ограничиваться накоплением электронных копий «бумажных» таможенных документов. Сейчас проводится планомерная работа по переходу на электронные документы, преимущество которых в том, что их можно оперативно анализировать в информационной системе в любых разрезах, интересующих в данный момент сотрудников, принимающих решения того или иного уровня. Но это требует модернизации и перевода на электронные «рельсы» всех систем документооборота, причем не только в таможенной системе, но и в смежных ведомствах, также имеющих отношение к процессу таможенного оформления. Задача эта очень масштабная, сложная и долговременная.
– Приведите, пожалуйста, примеры таких сфер.
М.Щ.: Так, к сегодняшнему дню в таможенной системе полностью налажен учет движения материальных средств. Все склады таможен увязаны в базе данных «Галактики ERP», и в любой момент можно проверить, что, когда и куда было передано.
Также заслуживает внимания опыт автоматизации системы учета задержанных и конфискованных товаров, что косвенно подтвердила проведенная в пошлом году проверка Комитета госконтроля РБ. Да, нам были сделаны определенные замечания, но также было отмечено, что, по сравнению с результатами предыдущей проверки, сегодня отсутствует системность в ошибках, выявлены отдельные недочеты. Так что система «Галактика ERP» помогла нам решить проблему учета конфиската.
Еще одна задача, решенная в короткий срок – учет акцизных марок. Это задача, без преувеличения, общегосударственная, поскольку в ее осуществлении участвуют, кроме таможенных органов, Гознак РБ, Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Сегодня весь процесс движения акцизных марок учитывается на базе одной системы – «Галактика ERP» – что помогает экономить государственные средства.
Л.Н.: За годы сотрудничества ГТК с компанией «Топ Софт» мы не раз убеждались: даже если на этапе постановки задача кажется невыполнимой, то, когда за нее берутся настоящие профессионалы, на выходе мы получаем работоспособный продукт.
Вот конкретная проблема, которая близка к завершению. Предприятия и компании давно жаловались на несовершенство законодательства, согласно которому таможенные платежи должны поступать на расчетный счет того таможенного органа, который производит таможенное оформление товаров. Но ведь жизнь нередко вносит свои коррективы: предприятие внесло платежи, предположим, на счет Минской региональной таможни, а товар в итоге поступил на таможню «Минск-2». В итоге предприятие подвергается штрафным санкциям, хотя сполна рассчиталось с бюджетом.
Сейчас мы завершаем автоматизацию учета движения таможенных платежей и рассчитываем в итоге прийти к единому расчетному счету для всех таможенных органов. Это очень объемная и сложная работа, но, благодаря сотрудничеству с компанией «Топ Софт», мы приближаемся к ее реализации.
– Рассматриваются ли вопросы, связанные с информационными технологиями, в рамках реализации Таможенного союза Беларуси и России?
М.Щ.: Работа таможенных органов в современных условиях немыслима без автоматизации учета и управления. Свежий пример – новая программа развития общих информационных процессов Таможенного комитета Союзного государства, утвержденная в конце января с.г.
Также я бы назвал в числе наиболее интересных и перспективных IT-проектов, которые осуществляются сегодня, создание системы учета денежных средств и различных видов гарантий на территории двух государств. Этот проект, который мы планируем начать реализовывать уже в текущем году – один из ключевых пунктов соглашения о транзите товаров между двумя странами. Он включает в себя широкий круг задач, связанных со своевременным приемом и возвратом гарантий на товары и транспортные средства, следующие транзитом, а также на денежные средства, договора поручительства, банковские гарантии и др.
Создание такой полноценной автоматизированной гарантийной системы – работа не одного года, однако мы ее уже начали. Уже внедряется ветвь учета торгового оборота денежных средств на базе программных решений, используемых в системе «Галактика ERP». На очереди – автоматизация неторгового оборота.
– Какие задачи вы рассчитываете возложить на систему «Галактика ERP» в ближайшем будущем?
Л.Н.: Процесс автоматизации подобен восхождению на гору: по мере внедрения новых программных модулей в поле зрения попадают все новые организационные проблемы, которые нам нужно решить, открываются все новые возможности, позволяющие улучшить систему учета и принятия решений. Поэтому сегодня мы не только шлифуем уже сложившуюся информационную систему (унифицируем особенности ее работы в различных региональных таможнях, помогаем специалистам освоить ее многочисленные возможности, исправляем найденные ошибки), но и планируем ее развитие.
На данный момент в таможенных органах Беларуси учитывается практически все, что можно учитывать. И главная задача заключается в том, чтобы перенести упор с учета на оптимальное планирование, управление финансовыми, материальными, кадровыми ресурсами и контроль за их использованием. Поэтому, выбирая из богатого «меню» возможностей системы «Галактика ERP», сегодня мы обращаем преимущественное внимание на модули поддержки принятия управленческих решений.
Так, я рассчитываю, что в нынешнем году мы начнем в автоматизированном режиме собирать консолидированный баланс на основе оперативных данных региональных таможен. Еще одна важная для нас задача – автоматизация управления автотранспортом. Соответствующий модуль системы «Галактика ERP» уже прошел экспериментальную проверку в нескольких региональных таможнях. Будем обобщать накопленный опыт и распространять его на всю таможенную систему.
Еще один перспективный проект – внедрение модуля управления договорами – важен для нас потому, что Государственный таможенный комитет, как хозяйствующий субъект, заключает различные договоры, осуществляет множество закупок для своих нужд и для таможен. Любая из этих задач важна не только сама по себе. Главная проблема в том, что с каждым годом увеличивается количество критериев, которые необходимо контролировать, поскольку, к сожалению, усложняется законодательство. И чем больше рутинных функций мы автоматизируем, тем больше времени у нас остается для анализа и совершенствования системы управления, для поиска наиболее эффективных вариантов использования ресурсов.
Опубликовано в «Белгазете» 24.03.2008.