Как известно, чтобы добиться перемен в бизнесе завтра – нужно действовать иначе уже сегодня. Но, чтобы сотрудники компании начали работать по-другому – ими нужно по-другому управлять. Современные технологии автоматизации кадрового управления персоналом такую возможность предоставляют.
Человеческий капитал
Классический подход к управлению персоналом ставит во главу угла контроль за выполнением сотрудниками своих задач и стимулирование роста производительности труда. Этот подход начал развиваться в мире еще в конце XIX века – и многие отечественные компании придерживаются его до сих пор.
Однако, начиная с 1960-х годов, по мере перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, становилось все более очевидно, что методы управления сотрудниками также трансформируются.
Анализ экономической статистики развитых стран демонстрировал стабильное превышение реальных данных над расчетными, основанными на учете классических факторов роста. За счет каких ресурсов достигалось это «премиальное» приращение? Ученые чем дальше, тем больше склонялись к мнению, что источник незапланированного роста – особый человеческий ресурс.
Так, еще в 1991 году американский экономист и будущий нобелевский лауреат Теодор Шульц ввел в оборот термин «человеческий капитал». Через четыре году его коллега и последователь Гэри Беккер, также удостоенный в будущем Нобелевской премии, обосновал эффективность вложений в человеческий капитал.
Действительно, этот ресурс не только можно использовать, но и нужно развивать. Инвестиции в знания и навыки сотрудников выгодны и им самим, и бизнесу. Ведь, в конечном итоге, именно человеческий ресурс обеспечивает стабильный рост отдельных компаний и экономики в целом.
Практическое распространение этих идей показало, что компании, сделавшие ставку на управление человеческим капиталом, получают долгосрочные преимущества перед своими конкурентами, которые придерживаются традиционных кадровых методов.
Система управления человеческим ресурсом
Под человеческим капиталом компании сегодня понимается совокупность знаний, умений и навыков ее сотрудников. А прибыль на человеческий капитал определяется как доход, полученный благодаря приобретенным знаниям и навыкам.
Но одного лишь опыта и компетенций – недостаточно. Сегодня любой профессиональный багаж невозможно застраховать от устаревания. Так, ежегодно в разных областях деятельности обновляется в среднем 5% теоретических и 20% практических знаний. Поэтому если уж и вести «охоту за головами» – то за головами мотивированными. Изначально заинтересованными развиваться вместе со своей профессиональной средой, вместе со своей компанией.
Еще важнее – стимулировать постоянный рост собственных работников со стажем. Раньше управление сотрудниками заключалось в правильной расстановке и перестановке кадров. Сейчас между этими кадровыми решениями нельзя ни на день останавливать работу по выявлению и развитию скрытых талантов. Только тогда компания, подойдя к очередному этапу своего жизненного цикла, будет обладать человеческим ресурсом, достаточным, чтобы продолжать двигаться вверх, а не вниз.
Соответственно изменился информационный инструментарий руководителей и HR-специалистов компаний. Системы класса HCM (Human Capital Management), такие как «Галактика HCM», кроме обычных задач кадрового администрирования, обеспечивают постоянное увеличение человеческого ресурса компании. А также стабильную траекторию обучения и развития сотрудников.