К 25-летию компании «Топ Софт» начинаем публикацию серии интервью с руководителями и сотрудниками компании.
О стратегии развития бизнеса сегодня расскажет один из основателей компании «Топ Софт» Геннадий Гацко.
– Геннадий Ульянович, какие из ваших управленческих решений вы считаете самыми сложными?
– Первое из них было связано с созданием в начале 1993 года самой компании «Топ Софт». Уход из госсектора в частный бизнес – всегда риск. И поначалу мы действительно попали в полосу нестабильности. Уже через месяц-два работы пришлось менять офис, а работу в новом офисе – начинать с ремонта. Не забуду, как своими силами возили линолеум на трамвае… Зато как радовался наш небольшой коллектив первой зарплате! Ее тогда выдавали большими упаковками «зайчиков» и «белочек» – белорусской валюты тех времен, которая быстро обесценивалась… Однако я никогда не жалел о своем решении: собственный бизнес расширяет свободу выбора, позволяет максимально реализовать свои способности.
Другие сложные решения, личные и коллегиальные, были связаны, в основном, с выбором направлений разработки программного обеспечения. Каждое из них несло в себе немалые риски. Недаром лишь немногие IT-компании, например, IBA и «СофтКлуб», смогли, как и мы, перешагнуть двадцатилетний рубеж своего развития. Остальные – либо покинули рынок, либо пришли гораздо позже. Добавлю, что глобализация резко сократила количество разработчиков ERP-систем. Так, в 1990-е годы на мировом ERP-рынке работали сотни компаний, сейчас – осталось не больше двух десятков игроков. А в Беларуси остались мы одни…
Но тогда, в начале 1990-х, бывшая советская промышленность практически полностью «легла»: с распадом СССР экономические связи были разорваны, а период смены собственников – затягивался. И мы решили сделать ставку на потребности бурно растущего малого бизнеса. И не ошиблись: наш «Бухкомплекс» быстро завоевал рынок.
Достаточно рискованным было решение вывести на рынок первые сетевые продукты, «Бизнес-бухгалтерию» и «Бизнес-Меркурий» (логистика, склад). Казалось бы, кому нужны локальные сети, если все уже привыкли обмениваться данными через дискеты? Но наше общение с заказчиками позволило сделать вывод: возможность работать в единой базе данных – и тем самым избавиться от дублирования информации, ошибок, лишних действий – будет востребована. Так и вышло. Мы серьезно нарастили свой сегмент рынка и получили первых крупных клиентов. Конкуренты начали предлагать свои сетевые продукты только через год, два, три.
Естественно, возникли мысли о возвращении на рынок автоматизации крупного и среднего бизнеса. Тоже рискованный шаг: нужно ли от добра искать добра? Но в этот момент появились первые признаки восстановления крупной отечественной промышленности. К тому же часть наших клиентов переросла масштабы малого бизнеса – и ждала от нас IT-решений совершенно другого уровня. И мы решили поставить на этот тренд. Весной 1995 года мы первыми в СНГ создали комплексную автоматизированную систему управления предприятием – что и обеспечило нам в дальнейшем лидерство на этом рынке ERP.
А в «нулевые» годы целая цепочка решений, корректирующих и дополняющих друг друга, в итоге привела к созданию платформы разработки мирового уровня Xafari, на которой мы сегодня создаем лучшие в своих классах бизнес-приложения.
– Какими разработками вы гордитесь?
– За последние годы, кроме «Галактики ERP», у нас появилось множество интереснейших решений на новой платформе Xafari. Это и линейка решений «Галактика AMM», способная эффективно решать производственные вопросы. Это и система «Галактика EAM», которая базируется на передовых западных методиках управления активами, ремонтами, обслуживанием оборудования. Это и «Галактика CnP» – комплексное решение для формирования консолидированной отчетности предприятия или группы компаний любого масштаба и структуры. Многие задачи по обработке огромных массивов информации она решает эффективнее программ-конкурентов. Это и аналитическая система «Галактика BI», которая уже помогла многим предприятиям увеличить продажи и расчистить склады. Кроме того, за последние пару лет наша компания вывела на международный рынок свои технологические решения. Их сегодня используют компании-разработчики бизнес-приложений по всему миру – в США, Китае, Германии, Англии и во многих других передовых странах. Это означает переход в новое качество: мы теперь поставляем не только конечные продукты, но и технологии по их разработке.
– Как вы оцениваете вклад системы «Галактика ERP» в рост конкурентоспособности отечественных предприятий?
– Точно так же, как и вклад информационных технологий в экономику в целом – просто мы начали делать свою часть работы раньше других. Система «Галактика ERP» помогает предприятиям-пользователям повышать эффективность производства, сбыта, логистики, управления финансами, персоналом, другими ресурсами, позволяет вовремя сдавать бухгалтерскую, налоговую отчетность, анализировать результаты бизнеса, готовить управленческие решения. Современное предприятие без такого инструментария сегодня – как без глаз, без рук и без шансов сохранить конкурентоспособность. Также «Галактика ERP» снижает зависимость компаний от человеческого фактора. В компаниях без комплексной автоматизации уход ключевых сотрудников нередко приводит к развалу бизнеса. А в системе уровня «Галактики ERP» эффективный порядок действий жестко «прошит» в автоматизированных бизнес-процессах, поэтому любой новый сотрудник сходу включается в работу и начинает делать ее правильно. При этом «Топ Софт» гарантирует развитие и техническую поддержку своих продуктов, в том числе – стопроцентную своевременную поддержку изменений законодательства. Наконец, внедряя систему, мы попутно обучили тысячи белорусских специалистов использованию в бизнесе современных информационных технологий. А в первые годы наш Учебный центр вообще был одним из очагов распространения компьютерной грамотности в стране.
– Каким вы видите будущее рынка бизнес-приложений и компании «Топ Софт»?
– Самым благоприятным – несмотря на периодически возникающие сложности в экономике. Прежде из каждого кризиса «Топ Софт» выходил более сильным – с новыми продуктами, клиентами, компетенциями. На такой же результат наша команда работает постоянно. Но сейчас в нашу пользу играет новый фактор: меняется в лучшую сторону отношение государства к отечественным поставщикам. Замечу, в других странах «своим» разработчикам всегда оказываются всяческие преференции. Не даром в Китае 95% установленных ERP-систем – местного производства. В Германии продвижение на экспорт продуктов немецких IT-компаний, той же SAP, лоббируется на уровне канцлера.
– Поделитесь, пожалуйста, с читателями личными секретами успеха: как вырастить бизнес от небольшой компании – до крупной корпорации.
– Секрет один: производите то, что нужно людям. Это механизм обратной связи: вы растете, пока нужны обществу. Как только вы начинаете удовлетворять потребности рынка, общества хуже конкурентов – ваше влияние в той же степени падает. Наша компания в своих действиях всегда опиралась на обратную связь с потребителями. Мы постоянно ведем мониторинг информационного пространства, проводим анкетирование клиентов, опрашиваем потенциальных заказчиков на семинарах, конференциях и т.п. Но это дает только половину успеха.
Не менее важно, что предприятия-пользователи узнают о новых технологиях, решениях, новых возможностях автоматизации бизнеса именно от нас. Что мы отвечаем на запросы, которые они даже не успели сформулировать.
Например, в последнее время мы обратили внимание, что у наших пользователей появились новые «невысказанные» потребности. Современный человек использует для общения, обучения, развлечений красивые и удобные приложения, установленные на красивых и удобных смартфонах и планшетах. И, приходя на работу, он вольно или невольно ждет такого же совершенства даже от «тяжелых» промышленных бизнес-приложений. В компании есть специальные сотрудники, профессионалы в области дизайна и эргономики, которые создают для программных продуктов «Топ Софта» максимально эффективную, удобную, эстетически привлекательную рабочую среду. Чтобы дольше работать продуктивно и меньше уставать, сегодня специалисту мало просто «хорошо заточенного» инструмента – работа с инструментом еще должна ему нравиться. Он должен получать удовольствие от работы в бизнес-приложении. Это – новая идеология компании «Топ Софт» на многие годы вперед.
Нужно уметь предугадывать и формировать завтрашние потребности клиентов. И тогда ваш бизнес будет на коне.