Белорусский рынок развивается, ни много, ни мало, два десятка лет. За это время частный бизнес достиг определенной степени зрелости, выявив лидеров рынка и лидерские стратегии, которые доказали эффективность в белорусских условиях.
20 лет назад компания «Литопласт» начинала свой бизнес с выпуска простейших изделий – пластиковых зажимов для сорочек. А сегодня это высокотехнологичная компания, занимающая одно из ведущих мест на рынках электротехнической продукции и изделий из пластмассы.
Когда заходит разговор о возможностях белорусского рынка, обычно эксперты не забывают упомянуть о высоком образовательном и интеллектуальном уровне населения. Но этот потенциал еще нужно реализовать в конкретных бизнес-проектах. «Литопласт» – одна из тех отечественных компаний, которая сделала ставку на инновации, внедрение новейших технологий, привлечение высокопрофессиональных специалистов, поощрение изобретательства и рационализации.
Сегодня «Литопласт» – передовая технологичная компания, оснащенная производительным европейским оборудованием для литья пластмассы под давлением и машиностроительной базой для производства современного технологического оснащения и сложных пресс-форм. Ее продукция соответствует современным технологическим и экологическим стандартам и делится на три основные группы:
- изделия из пластмасс (вешалки, швейная фурнитура, контейнеры для пищевых продуктов, упаковка для косметики, техническая пластмасса, изделия медицинского назначения и т.д.);
- корпуса для электроизделий (изготавливаются из экологичных, устойчивых к высоким температурам, негорючих и самозатухающих материалов);
- электронные изделия (системы управления бытовой техникой, освещением, промышленным, торговым и медицинским оборудованием).
Кроме того, компания выполняет заказы на разработку и производство электронных изделий и нагревательных систем.
Компания постоянно расширяет ассортимент продукции, самостоятельно разрабатывает и производит наукоемкие изделия европейского уровня качества, которые пользуются высоким спросом среди ведущих отечественных компаний («Атлант», «МАЗ», «Гефест», «БелРыба», «Милавица», «Элема», «Серж» и др.). 30% своей продукции компания поставляет за рубеж напрямую. А, с учетом комплектующих от «Литопласта», которые используются в товарах других производителей, доля экспорта достигает 70%.
Например, специалисты компании разработали уникальную компьютеризированную технологическую линию для производства нагревательного провода, высокое качество и надежность которого позже были подтверждены немецким сертификатом VDE. Сейчас нагревательным проводом от «Литопласта» комплектуется каждая вторая электрогрелка, произведенная в России, Украине и Беларуси. Также «Литопласту» удалось потеснить на рынках СНГ западных производителей гибких нагревательных элементов для холодильников. В минувшем году компания была удостоена бронзовой медали конкурса «Бренд года 2011».
Большую популярность в Беларуси и за рубежом успели завоевать теплые полы WIRT. Опираясь на этот успех, компания развернула производство систем обогрева водостоков, крыш, подъездных путей, трубопроводов и др. Первым в Беларуси «Литопласт» начал выпускать одноразовую пластиковую посуду медицинского назначения – и сейчас разворачивает проект по производству одноразовых систем забора крови.
Одним из решающих факторов успеха в компании считают автоматизацию системы управления, которая осуществляется здесь на базе интегрированной системы «Галактика ERP». Как отмечает финансовый директор ПК ООО «Литопласт» Александр Чичиков:
– Сегодня управлять бизнесом на «уровне интуиции», не имея оперативного доступа к точным данным о движении финансовых и других ресурсов компании, совершенно невозможно. Особенно – управлять экспортно-ориентированным бизнесом. «Литопласт» работает в условиях жесткой конкуренции на рынках России и других стран, где маржа бизнеса сокращается – и это объективный процесс. Чтобы в этих условиях достичь поставленных бизнес-целей, необходимо точно учитывать каждый рубль в режиме реального времени. Поэтому автоматизация управления бизнесом – первейшая потребность нашей компании. В частности, сегодня для нас очень актуальна задача управления продажами. В свое время мы решили ее собственными силами на хорошем уровне – и, надеюсь, улучшим, когда обеспечим на базе системы «Галактика ERP» автоматизированное управление этими процессами в режиме онлайн. Другая важная задача, которую мы планируем решать с помощью компании «Топ Софт» – управление закупками. В закупленных материалах связываются деньги предприятия, а дефицит необходимых материалов чреват для компании срывом заказов. Кроме того, как говорит статистика, типичный специалист по закупкам тратит до 80% своего рабочего времени только на то, чтобы разобраться, какие именно материалы и в каких объемах нужны предприятию в данный момент. Если информационная система может ему в этом помочь – у специалиста останется больше времени для поиска и анализа информации, планирования работы, проведения переговоров с поставщиками и т.д. Поэтому очень важно, чтобы учет движения материальных ресурсов был прозрачным и для руководителей предприятия, и для ответственных исполнителей. Это стимулирует мотивацию сотрудников, позволяя всем участникам процесса видеть как свои недоработки, так и цели, к которым они должны стремиться. В конченом счете, это повышает эффективность всего производственного процесса.
– Компания «Топ Софт» наш давний IT-партнер, – говорит заместитель главного инженера по информационным технологиям компании «Литопласт» Ирина Редько. – На базе системы «Галактика ERP», в которой сегодня работает более тридцати специалистов, автоматизированы бухгалтерский учет, начисление зарплаты, управление производством, персоналом, розничной торговлей, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, спецификация продуктов и другие задачи. Планируем в сотрудничестве с экспертами «Топ Софта» запустить планирование производства.
До начала внедрения производственный учет велся в течение месяца вручную – в журнале и программах Word и Excel. В «Галактику ERP» данные о готовой продукции вносились только по требованию, для выписки товарно-транспортной накладной на отгрузку. В конце месяца в бухгалтерию сдавались документы на выпуск готовой продукции и списание сырья по нормам. При этом сам процесс списания отнимал у специалистов огромное количество времени и был чреват ошибками, пересортицей по наименованию, цене и т.д. Особенно, учитывая, что сама продукция была к тому времени уже отгружена. После завершения этого этапа IT-проекта ключевой фигурой автоматизированного производственного учета стал технолог. Он вводит в «Галактику ERP» спецификации продуктов (что очень важно – ввод осуществляется один раз за период действия производственной нормы) и формирует производственный заказ, шаблон которого легко настраивается средствами системы. Технолог также создает накладные на приход готовой продукции, отпуск, списание и замену сырья, формирует и сдает в бухгалтерию отчеты о движении материалов и выпуске продукции. Это позволило исключить в компании двойную работу с документами по выпуску готовой продукции, списанию сырья, актам замен. А, самое главное, – обеспечило прозрачный производственный и бухгалтерский учет.
В дальнейшем мы планируем с помощью нашего IT-партнера обеспечить расчет потребностей в оборудовании, материальных и трудовых ресурсов, автоматизировать процессы планирования сбыта и производства готовой продукции. Также у руководства компании есть интерес к комплексу поддержки принятия управленческих решений «Галактика Business Intelligence», который обеспечивает анализ в реальном времени ключевых показателей эффективности бизнеса. На одном из семинаров «Топ Софта» меня заинтересовало новое решение для автоматизации бизнес-процессов промышленных предприятий «Галактика AMM». Оно обладает мощными современными инструментами для управления изменениями, цепями поставок, синхронного планирования APS и др. Возможно, система «Галактика AMM» станет очередным этапом в повышении эффективности производственных процессов и бизнеса в целом.
Опубликовано «Белгазета» 24.09.2012