Новые бизнес-приложения позволяют вести бизнес по-новому
Образцовые сервисы Веб 2.0 – тот же Google Maps – сегодня может «пощупать» каждый. А что представляют собой веб-сервисы в составе корпоративных информационных систем? Какой выигрыш дают предприятиям-пользователям? Своим мнением делится бизнес-аналитик компании «Топ Софт» Александр Крахотко.
– Александр Валерьевич, чем отличаются интернет-сервисы Веб 2.0 от веб-сервисов, которые сегодня создают для своих клиентов производители бизнес-приложений: SAP, Oracle, Microsoft, «Топ софт»?
– Принципиальных технологических отличий нет вообще: в обоих случаях используется одна и та же сервис-ориентированная архитектура, одни и те же протоколы, языки программирования и т. д.
И там, и здесь пользователь с помощью веб-технологий получает доступ к базе данных поставщика информации или услуг. Просто в одном случае – это база данных Google или YouTube, а в другом – система бухгалтерского или складского учета вашего партнера, например, поставщика комплектующих.
Подчеркну: со складской программой своего партнера вы будете работать не напрямую, а с использованием предоставленных веб-сервисов. Для вас вообще будет совершенно не важно, какой софт использует партнер, ибо между вами есть «универсальный переводчик» – веб-сервис, представляющий собой, по сути, описание правил, по которым конкретные потребители информации получают доступ к конкретным цифрам. Описание стандартное и унифицированное, поэтому с помощью веб-сервисов можно относительно легко объединять как внутренние службы предприятия, так и информационные системы целой отрасли.
В первом случае «универсальные переводчики» облегчают интеграцию разношерстного ПО в локальной сети предприятия, во втором – обеспечивают переход от автоматизации локальных бизнес-процессов к автоматизации глобальных бизнес-процессов.
– Что вы имеете в виду под глобальными бизнес-процессами?
– Сервис-ориентированная архитектура (СОА) и веб-сервисы как ее составная часть – это не только новый способ объединения разрозненных программ и целых информационных систем. В сущности, это – новый способ объединения бизнесов.
Размывая традиционные корпоративные барьеры, веб-сервисы обеспечивают непрерывность процесса создания товара или услуги, который на самом деле никогда не ограничивается рамками одного предприятия. Веб-сервисы позволяют быстро создавать тесно интегрированные цепочки предприятий-партнеров, причем – на сколь угодно короткий срок, вплоть до единичного контакта. С помощью веб-сервисов согласовывают интересы и контролируют друг друга поставщики сырья и комплектующих, сборочные производства, транспортные фирмы, таможенные терминалы, оптовые и розничные продавцы, рекламно-информационные службы и т.д. За счет оптимизации издержек и подбора на каждом этапе оптимального партнера в выигрыше остаются все участники цепочки. А конечный потребитель – получает товар, услугу необходимо качества, в приемлемые сроки, по сходной цене.
– Как на практике работает механизм «сервис-ориентированного бизнеса»?
– Для примера давайте представим себе цепочку поставок, объединяющую несколько предприятий.
Торговая компания получает через свой веб-сервис заявку от потенциального покупателя определенного товара.
Затем на основе отраслевого реестра подбирает поставщика (или проводит электронный тендер), обращается к веб-сервисам основных поставщиков данного товара и смотрит: есть ли у них на складах партия необходимого объема с подходящими условиями поставки и ценой.
При необходимости (в зависимости от условий поставки) может проводиться заказ услуг по доставке и выдача соответствующего поручения транспортному предприятию (через его веб-сервис, разумеется).
Дальше заказ автоматически транслируется производителям необходимых комплектующих, экспедиторским фирмам, автоперевозчикам, складским терминалам и т. д.
Главное заключается в том, что использование веб-сервисов позволяет компании выбирать оптимальные предложения и партнеров, а конечный покупатель может контролировать каждый этап выполнения своего заказа: вот сейчас товар в «разобранном» виде «рассеян» по всей стране, сейчас – уже на конвейере, а сейчас – застрял на таможне.
Чем эффективнее работает цепочка поставщиков – тем прибыльнее становится каждый бизнес в отдельности. И даже когда на одном из этапов нарушаются сроки поставки или возникают непредвиденные финансовые издержки – покупатель вовремя узнаёт об этом, получает шанс заранее минимизировать свои потери, повлиять на партнеров, сформировать другую цепочку поставщиков, в которой сроки и условия выполнения заказа на всех этапах будут лучше.
С другой стороны, чем длиннее цепочка – тем критичнее задача мониторинга. Особенно если менеджер отвечает за прохождение нескольких тысяч заказов одновременно. Человек не в силах их проконтролировать, не имея под рукой программу, которая сообщит ему о любых отклонениях от нормы.
Но программу вначале нужно «накормить» цифрами. Раньше цифры передавались по почте или по телефону, а сейчас – могут автоматически загружаться через те же веб-сервисы… Цепочки поставок – только один пример. Веб-сервисы начинают заменять традиционные бюрократические согласования в самых разных областях: при проведении электронных тендеров, для заказа билетов и бронирования отелей, калькуляции скидок в соответствии с условиями заказа, контроля платежей и т.д.
– Как много компаний в мире использует веб-сервисы?
– Подобные методики не новы, однако ранее технологии были другими и позволить себе их применение могли только очень крупные компании. СОА предоставляет возможность использовать подобные технологии компаниям среднего уровня. Многие компании даже не догадываются, что их информационная система построена и функционирует с использованием СОА. Однако они ощущают, что стоимость интеграции информационных систем внутри компании и за ее пределами снижается на порядки.
Пока даже на Западе не так уж часто информационные пространства целого ряда предприятий объединяются в законченный бизнес-процесс. Значительно больше компаний, которые обмениваются данными с ближайшими партнерами через собственные веб-сервисы, либо ищут клиентов и партнеров с помощью крупнейших площадок электронной торговли.
По оценкам Gartner и ряда других международных аналитических агентств, массовое внедрение корпоративных веб-сервисов начнется с 2008 года. Это, как говорится, вопрос решенный: новая технология идейно принята бизнесом, под нее составляются долгосрочные планы, верстаются бюджеты. А к 2012 году бизнес развитых стран практически полностью перейдет на новую технологическую – и, я бы добавил, организационную – платформу.
Так что у белорусских предприятий есть время подготовиться к диалогу со своими зарубежными партнерами на новом языке.
– Кстати, как у нас обстоят дела с внедрением веб-сервисов?
– В русскоязычном интернете существует сайты и интернет-сервисы, которые в режиме реального времени транслируют покупателям, поставщикам и партнерам информацию о сделках.
Более сложную реализацию технологии веб-сервисов можно встретить на таких мощных отраслевых торговых площадках, как www.inmarsys.ru или www.nge.ru: здесь предприятия могут размещать свои заказы и предложения, проводить электронные торги, тендеры и т.д..
Начинают реализовывать и внедрять системы на основе веб-сервисов и отдельные предприятия, прежде всего – российские. Вполне логично, что на этом этапе основной интерес к новой технологии проявляют государственные организации (например, Госбанк России), предприятия-монополисты (те же нефтяные компании), владельцы крупных торговых сетей, предприятия, имеющие разветвленные дилерские, филиальные сети и т.д.. Ведь для них объединение с помощью веб-сервисов многочисленных удаленных дочерних структур – своего рода подготовка к участию в глобальной автоматизации.
Несколько подобных проектов сейчас реализует и компания «Топ Софт». Предприятия сейчас ищут решения, способные обеспечить мобильность и гибкость их бизнеса. И в этом смысле появление сервис-ориентированной архитектуры оказалось очень своевременным.
Наши заказчики активно интересуются возможностями, которые открывает СОА. Например, если внезапно изменилась рыночная ситуация или цели предприятия, то схему бизнес-процессов можно быстро перестроить простым внесением изменений в регламенты. Представители предприятия, будучи в командировке, могут с любого компьютера получить доступ к своей корпоративной базе данных и распечатать информацию, необходимую для успеха переговоров. Критически важные сообщения могут поступать в реальном времени даже на мобильный телефон или карманный компьютер. Кроме этого, в наших системах мы реализуем еще одну интересную технологию – EDA (Event Drive Architecture): вместе с СОА она позволяет создавать поистине композитные приложения, удовлетворяющие требованиям современного бизнеса.
– Технология веб-сервисов идет несколько вразрез с идеей сохранения коммерческих секретов, с которой рос отечественный бизнес последние 15 лет…
–Во-первых, создавая цепочки взаимодействия, предприятия-партнеры, как правило, четко определяются, кто и какую информацию может получать. Если же они передают частичный доступ к своей корпоративной базе какой-либо торговой площадке, то, как правило, последняя гарантирует безопасность данных своим капиталом и страховым покрытием.
Во-вторых, общемировая тенденция заключается в том, что бизнес с каждым годом становится все более прозрачным. Оказывается, открывать данные, которые еще вчера казались страшной коммерческой тайной – выгодно. Это резко повышает доверие к вам и, как следствие, увеличивает количество партнеров и клиентов.
Кроме того, взаимная прозрачность помогает компаниям находить оптимальных в данный момент партнеров и схемы реализации контрактов, позволяет избежать многократного дублирования данных, которое всегда порождает многочисленные ошибки.
К этому дело идет и в Беларуси: все больше белорусских компаний начинают вести стопроцентно «белый» бизнес. Значит, и скрывать им нечего.
Конечно, если предприятие работает на военную промышленность или разрабатывает уникальные технические новинки – часть информации у него всегда будет закрытой. Зато в конкурентных секторах и на рынках, где тарифы регулируются государством, бизнес по определению должен быть полностью прозрачным, иначе невозможно обеспечить равные условия для конкуренции.
– Можно ли надеяться, что лет через 10 компания «Топ Софт» начнет продавать свои программные комплексы в виде веб-сервисов?
– Возможно, такие услуги мы начнем оказывать даже раньше – уже через несколько лет. Предприятия смогут арендовать и получать через интернет доступ к нашему ПО – модулям бухгалтерского, складского и других видов учета, системам анализа, консолидации данных, бюджетирования и т.д. Вы сможете работать с ними точно так же, как сейчас работаете с почтовыми сервисами Mail.ru или TUT.by.
Для клиентов это будет очень выгодно: стоимость построения и использования информационной системы сократится на порядки, не будет болеть голова о технической поддержке системы, регулярной установке обновлений и т.п. – все необходимые изменения будут вноситься на наших серверах одновременно для всех пользователей.
Предприятия смогут получать аудиторские и консалтинговые услуги удаленно, в т.ч. – от именитых зарубежных фирм: для этого заказчику будет достаточно предоставить аудитору или консультанту доступ к своей базе данных на нашем сервере.
Разумеется, наша компания гарантирует сохранность и безопасность данных, их непопадание в посторонние руки. В то же время я уверен, что наши заказчики сами увидят выгоду в добровольном предоставлении определенной информации в общее пользование: поделившись малым, любое предприятие выиграет многое – возможность выстраивать свою стратегию не вслепую, а на основе реальных рыночных данных. Вспомните тот же Forex: если вам необходимо проанализировать динамику валютных курсов и цен на золото за последние 10 лет, то в интернете вы будете несколько дней по крупицам искать собирать необходимые данные. А Forex, аккумулирующий эти данные изо дня в день, ответит на ваш запрос за считанные секунды.
– Как вы полагаете, когда веб-сервисы начнут массово внедряться в нашей стране?
– Мне кажется, вскоре начнется взаимное сближение: с одной стороны, эту технологию примут на вооружение крупнейшие монополии, с другой – мелкие интернет-компании, предоставляющие все больше услуг с использованием Web.
Приведу простой пример. Недавно одна из крупнейших российских торговых компаний внедрила у себя веб-сервисы и обязала всех дилеров подключиться к торговой площадке. Фактически произошло объединение в единый бизнес процесс нескольких десятков предприятий, как поставщиков, так и оптовых продавцов. Такие продвинутые компании сильно ускоряют перевооружение рынка. Я уверен, вскоре они в большом количестве появятся и в Беларуси – иначе у белорусского бизнеса возникнут технологические «несостыковки» с зарубежными партнерами. Отставание в освоении веб-сервисов обойдется значительно дороже их внедрения.
Опубликовано в журнале «Организационное консультирование», ноябрь 2006 года.