Как изменился белорусский бизнес за последние полтора десятилетия? Объективные ответы на этот вопрос могут предложить разработчики корпоративных информационных систем. Ведь переход от одной версии программного продукта к другой жестко диктуется насущными потребностями заказчиков. Проанализируйте командное меню обновленного бизнес-приложения – и вы поймете, какие задачи вынуждено решать предприятие на данном этапе развития рынка. Пожалуй, такой способ описания эволюции белорусского бизнеса не менее точен и красноречив, чем данные социологических исследований.
Что же происходит сегодня в отечественном бизнесе? На этот вопрос отвечает заместитель руководителя управления разработки программного обеспечения компании «Топ Софт» Александр Царев:
– Одна из наиболее ярких, на мой взгляд, тенденций – предприятия все чаще объединяются в тесно интегрированные цепочки и целые экосистемы «локальной глобализации бизнеса».
Простейший пример. Чтобы оптимально использовать ресурсы предприятия (производственные, финансовые, материальные…) нужно синхронизировать производство с потребностью покупателя. Эта задача решается интеграцией в единое информационное пространство производителя, дистрибьютора и потребителя. Благодаря новейшим информационным технологиям клиенты могут не только формировать через интернет свой заказ, но и отслеживать его выполнение на всех этапах – при поступлении изделия в производство, на таможню, на склад и т.п.. А производители, обращаясь к информационным базам своих клиентов, могут изучать спрос и корректировать свою производственную программу. Вспомните: еще вчера предприятия стремились к полной автономии, где нужно и не нужно оберегали свои «коммерческие тайны». А сегодня все больше директоров понимают: определенная открытость выгодна их предприятию, поскольку точная синхронизация действий с партнерами дает солидную экономию на издержках и порождает новые, незапланированные источники прибылей.
Еще одна интересная тенденция – объединение предприятий в различные вертикальные и горизонтальные структуры холдингового типа. Например, речь может идти о формировании непрерывной технологической цепочки: производство – переработка – продажа сельхозпродуктов. Или о создании разветвленной сети розничных магазинов. Или о расширении конгломерата предприятий, занятых совершенно разными видами деятельности, но принадлежащих одному хозяину. В любом случае, идя на подобный шаг, собственники холдинговых структур рассчитывают на значительную экономию средств благодаря централизации административных, снабженческих, сбытовых и других функций. Рассчитывают на бонусы, которые дает гибкое маневрирование ресурсами.
Однако расчеты эти оправдываются, только когда удается наладить надежный контроль за финансовыми и материальными потоками в рамках холдинга. Традиционные системы учета не позволяют эффективно управлять ресурсами за рамками отдельно взятого предприятия – на отраслевом и межотраслевом уровнях. Однако ведущие IT-компании, в т.ч. компания «Топ Софт», уже предлагают решения, позволяющие удовлетворить новые потребности бизнеса в области автоматизации управления.
Кстати, сама история «Топ Софта» наглядно демонстрирует, насколько тесно изменения на рынке бизнес-приложений связаны с эволюцией белорусского рынка в целом.
В начале 1990-х нарождающийся бизнес решал простейшие задачи бухгалтерского, складского и других видов учета – и мы вместе с другими разработчиками предлагали локальные (работающие на отдельно взятом компьютере) версии специализированных программ. Затем кризис, связанный с распадом хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, миновал. Предприятия начали переходить от тактических задач выживания и становления к стратегическим задачам роста. Директоров начала интересовать общая картина бизнес-процессов на предприятии, анализ рисков и возможностей. И к середине 1990-х компания «Топ Софт» создает первую сетевую версию своего популярного «Бухкомплекса», а затем – и комплексную систему управления предприятием «Галактика».
С годами клиенты начали проявлять интерес к тому, чтобы взять от каждого разработчика его лучшие решения. Например, объединить финансовый и производственный контуры от нашей системы с CRM-модулем от другого разработчика и системой документооборота – от третьего.
Кроме того, огромное количество белорусских предприятий по факту имеет ситуацию, когда в разных службах работают программы от разных разработчиков, установленные в разные годы. Деньги на них уже потрачены, терять эти инвестиции не хочется. Зато есть желание интегрировать весь этот разношерстный софт, выборочно заменив отдельные элементы, и заставить работать, как полноценную ERP-систему для поддержки сквозных бизнес-процессов предприятия.
Эти потребности свойственны не только белорусским предприятиям, но и многим западным компаниям. В последние годы лидеры мирового IT-консалтинга и ведущие разработчики предложили эффективный ответ на эти запросы – сервис-ориентированную архитектуру и технологию веб-сервисов. Компания «Топ Софт» одной из первых в СНГ освоила сервис-ориентированную архитектуру. Эта технология позволяет нам не только объединять программы от разных разработчиков в рамках единой информационной системы предприятия, но и обеспечивать простую интеграцию с базами данных предприятий-партнеров, с отраслевыми информационными системами, площадками электронной торговли и т.д. Кроме того, IT-службы предприятий получают возможность быстро создавать системы, которые учитывают уникальные особенности данного предприятия, и интегрировать их в единый контур управления.
Бизнес диктует разработчикам программного обеспечения пути развития – разработчики собирают лучший бизнес-опыт и тиражируют на всю экономику.
Опубликовано в журнале «Бизнес-ревю», январь 2007 года.