+375 (17) 294 99 88 market@topsoft.by

Очередная «волна» интереса к информационным технологиям вызвана объявлением Года бережливости и, соответственно, постановкой задачи оптимизации затрат предприятий на процессы технического обслуживания и ремонта оборудования, управления активами. Позитивный факт — осознание промышленниками того, что кризисные явления на производстве не должны стать поводом для сокращения ИТ-бюджетов, считает заместитель генерального директора компании «Топ Софт» Денис Игнатенко.

— Денис Игоревич, как вы оцениваете нынешний уровень автоматизации управления на белорусских предприятиях?

— Если рассматривать ситуацию в целом по стране, то вполне приемлемо. Уровень компьютеризации и автоматизации достаточно хорош. Но такая «средняя температура по больнице» не отражает действительной картины. Если рассмотреть рынок более детально, то очевидно, что есть предприятия с высоким уровнем автоматизации, а есть и с минимальным. Все зависит от целого ряда факторов: от целей и потребностей предприятия, от отрасли, выпускаемой продукции и оказываемых услуг, готовности руководства и персонала к изменениям и, конечно, от финансовых возможностей.

Наиболее востребованы информационные технологии в финансовой и банковской сферах, предприятиями нефтегазовой и перерабатывающих отраслей, крупным частным бизнесом и компаниями с иностранными инвестициями. В каждом министерстве можно найти передовые предприятия с внедренными ИТ-решениями. Многое уже сделано, еще больше предстоит сделать.

Зачастую невозможность развития (внедрения) ИТ обосновывают отсутствием денег. Но хочу напомнить, что для госпредприятий существуют государственные инновационные фонды, из которых может компенсироваться до 50% ИТ-проектов, а частные компании (с числом работающих до 250 человек) могут рассчитывать на гранты Европейского банка реконструкции и развития в размере до 10 тысяч EUR.

— Верно ли, что «хитом» продаж ИT-компаний стали программные продукты для управления активами и холдингами?

— Спрос рождает предложение. Поскольку, начиная с 2012 года, в Беларуси стремительно развиваются холдинговые структуры, все чаще потенциальные заказчики интересуются, что мы можем предложить холдингу. У «Топ Софта» есть не только решения, но и опыт внедрения таких систем. Это позволяет нам поставлять заказчикам не столько программный продукт, сколько законченные апробированные решения, включающие консалтинговые услуги, обучение персонала, пусконаладочные работы, дальнейшее абонентское обслуживание.

В нынешнем году очередная «волна» интереса к системам управления активами вызвана Указом от 29.11.2012 № 537 «Об объявлении 2013 года Годом бережливости». Эта задача наиболее востребована предприятиями с существенными затратами на техническое обслуживание и ремонт оборудования, предприятиями с непрерывным производством, энергетическими и транспортными компаниями, добывающими предприятиями и т.д.

Еще один фактор — осознание заказчиками, что «кризис» не должен отражаться на ИТ-бюджетах. Не секрет, что в 2009 году большинство предприятий в первую очередь сократило затраты на ИТ. В 2012–2013 годах они стали возвращаться к инвестированию в ИТ-проекты. Это в большей мере относится к госпредприятиям. Частные компании находятся в постоянном развитии, более тонко учитывают требования бизнеса и рынка.

А вот сегмент рынка ERP-систем, если говорить о появлении новых заказчиков, постоянно сужается. Это обусловлено тем, что предприятий, не использующих в своей работе системы управления, становится все меньше. Заказы появляются, если открывается новое предприятие; в случае отказа от собственных разработок; при невозможности развития ИТ-системы с использованием существующего ПО; в связи с изменением собственника и реформой корпоративных стандартов. Поэтому будущее — за специализированным ПО, лучшим в своем классе, базирующемся на лучших практиках.

— Почему отмечается спад интереса к зарубежным системам автоматизации управления?

— Этот вопрос в большей степени нужно адресовать коллегам по «цеху», т.к. мы, в отличие от большинства ИТ-компаний на рынке, занимаемся разработкой и продвижением только собственных программных продуктов. На мой взгляд, упомянутый вами спад может быть связан с высокой стоимостью зарубежных систем, включая затраты на само ПО, услуги по обучению, доработке, внедрению и постгарантийному обслуживанию, с уровнем локализации и соответствия требованиям отечественных предприятий; дефицитом (который во многом связан со стоимостью) квалифицированных кадров на этапе внедрения и, что немаловажно, на этапе сопровождения систем автоматизации управления.

— Какие проблемы развития ИТ-инфраструктуры в белорусском промышленном секторе наиболее актуальны?

— Самая главная проблема — дефицит высококвалифицированных кадров, что обусловлено их оттоком и несовершенством процессов обучения и программ повышения квалификации в ИТ-сфере как для специалистов конечных пользователей ИТ-систем, так и для управленческого звена (которое должно быть «локомотивом» всех процессов на предприятии).

— Какие подходы к автоматизации производств популярны сегодня в СНГ и как белорусские промышленники выглядят на фоне своих конкурентов?

— Если объективно, наиболее популярны подходы, внедренные на предприятиях во второй половине XX века, когда в СССР работали отраслевые НИИ в части разработки и внедрения производственных процессов. Заложенный в прошлом веке фундамент востребован и сегодня: предприятия продолжают работать и выпускать продукцию. При этом лидеры рынка изучают и внедряют методологию бережливого производства, где основой является постоянное повышение эффективности за счет устранения всех видов потерь и производства только востребованной продукции. Только это позволяет успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках.

— Куда смещается спрос на деловой софт в мире, в СНГ и в Беларуси?

— На самом деле тренды в мире общие, только в разных странах разнесены во времени и имеют «национальную» специфику. Я считаю, что любое предприятие в мире делает выбор своего пути развития, т.к. универсального не существует. Для выбора софта есть три основных пути: создать собственное ПО своими силами или заказать на стороне; выбрать одного (нескольких) крупного поставщика ИТ-решений (интеграторов) и этим ограничить линейку используемых программных продуктов; для каждой задачи, требующей автоматизации, внедрять лучшее решение в классе.

— Как следует оценивать эффективность внедрения проектов автоматизации на предприятиях?

— Это сложный и неоднозначный вопрос. Шкала оценки проекта должна быть сформулирована на начальном этапе. К проекту автоматизации следует приступать только тогда, когда формализованы цели, которые должны быть измеримы, но не обязательно в деньгах (эффективность ИТ не всегда измеряется в деньгах). В первую очередь все зависит от продукта и сферы применимости. Например, внедряя систему электронного моделирования изделий на машиностроительном предприятии, мы сразу же экономим на опытных образцах, а это немалые деньги. С другой стороны, системы конструирования изделий электронного документооборота, ERP-системы и прочие решения позволяют сэкономить, оптимизировать и выиграть время. А процесс превращения времени в деньги — работа менеджмента предприятий.

Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА «ЭГ»

Компания «Топ Софт» специализируется на разработке, продвижении и обслуживании систем управления бизнесом. Ее оборот в 2012 году достиг порядка $5 млн. Количество заказчиков превышает 1200.

В компании работает около 350 человек. В новые продукты «Топ Софт» ежегодно инвестирует 10–20% своего дохода. В результате функциональное развитие получает вся продуктовая линейка. В этом году компания выводит на рынок новейшую платформу разработки бизнес-приложений, которая, как ожидается, будет востребована предприятиями, желающими создавать программное обеспечение собственными силами.