Игорь Шатохин, к.т.н., руководитель центра поддержки и консалтинга управления разработки ПО компании «Топ Софт»:
– За многие годы отечественные предприятия накопили в базах данных своих учетных систем огромные массивы информации. За миллионами цифр скрываются закономерности и тренды, зная которые, предприятие могло бы повысить свою эффективность и конкурентоспособность, снизить издержки, увеличить прибыль. Но обычная учетная система, в силу архитектурных особенностей этого класса программ, способна увидеть далеко не все скрытые тренды. И уж точно она не способна на это в режиме реального времени (этой возможностью сегодня могут пренебречь разве что предприятия-монополисты). Для этого требуется бизнес-ПО более высокого уровня – класса Business Intelligence (BI).
Немного статистики. По оценке аналитической компании IDC, до 2016 года мировой рынок систем бизнес-аналитики класса BI будет расти в среднем на 9,8% и достигнет объема $50,7 млрд. В соседней России, по разным данным, темпы роста BI-рынка еще выше: от 20% до 45% в год. По оценкам аналитического агентства Cnews, внедрение и развитие на российских предприятиях BI-решений стало главным приоритетом для IT-директоров, опередив мобильные и облачные технологии, средства совместной работы, развитие ERP и CRM систем, вопросы модернизации и безопасности IT-хозяйства.
А что в Беларуси? В принципе, о важности бизнес-анализа и необходимости внедрения аналитического инструментария у нас говорят не первый год. Многие предприятия – давно присматриваются к BI-решениям. Некоторые – периодически пробуют их в работе, убеждаются в их эффективности, но раз за разом откладывают решение о внедрении на потом. Проходит год-два – заказчики вновь начинают «круг вальса» с разработчиками, тестируют выпущенные за это время новые версии BI-систем, снова выражают удовлетворение, пишут положительные отзывы – однако дальше разговоров опять дело не идет.
Почему так происходит? Ведь компании, продвигающие BI-решения, предлагают максимально гибкие цены и условия лицензирования на этот новый для отечественных заказчиков класс бизнес-приложений. Дело, возможно, в том, что относительно низкий уровень конкуренции и протекционистские барьеры позволяли предприятиям обходиться без серьезной бизнес-аналитики.
Но в ближайшее время, в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию, конкуренция со стороны зарубежных компаний резко вырастет. Хотя Беларусь не входит в ВТО – она, как член Таможенного союза, обязана учитывать российские обязательства перед ВТО и соответствующим образом снижать таможенные пошлины. При этом белорусские предприятия лишены возможности пользоваться преференциями ВТО. Единственное, на что они могут рассчитывать – на реальное повышение своей конкурентоспособности.
Что в этом плане могут дать предприятию BI-технологии? Прежде всего – возможность прорабатывать управленческие решения так же глубоко и принимать их так же быстро, как это делают менеджеры на Западе или в России. BI-система позволяет видеть свой бизнес не фрагментами – а целостно, не сиюминутно – а в развитии. Наличие BI-системы обеспечивает переход от менеджмента, оперирующего производственными показателями месячной давности – к менеджменту реального времени. При этом сам переход происходит в сжатые сроки: BI-система, как правило, внедряется значительно быстрее учетной системы.
Каким образом BI-система может помочь предприятию повысить свою конкурентоспособность? Покажем это на примере поддержки принятия управленческих решений, связанных со сбытовой деятельностью.
Именно на этапе сбыта готовой продукции многие отечественные предприятия сводят к нулю собственные, зачастую неординарные усилия по повышению эффективности производства и выпуску качественной, востребованной продукции. Как этого избежать? Как превратить управление продажами в сильное звено менеджмента предприятия?
С нашей точки зрения, ВI-решение для управления сбытом прежде всего должно обеспечивать выявление тенденций спроса по каждой товарной группе, регионам сбыта, анализ истории договорных отношений с каждым клиентом и анализ истории работы сбытовых подразделений и отдельных менеджеров. На выполнение этих задач нацелены различные аналитические инструменты BI-систем.
Так, интегрированный ABC-XYZ анализ позволяет группировать выпускаемые предприятием товары, учитывая одновременно степень влияния на результат и стабильность этого влияния. Например, в cписке AX аналитическая система сгруппирует максимально прибыльные и стабильные товары, а в группе CZ – соберет наименее прибыльные и стабильные. Товар, клиент, продажа, могут рассматриваться и с других точек зрения. Например, FMR-анализ позволяет группировать товары по степени востребованности – в зависимости от того, как часто за ними обращаются. RFM-анализ сегментирует клиентов по степени лояльности (давности, количеству, сумме сделок). Инструменты сравнительного анализа позволяет вовремя уловить позитивные и негативные для предприятия тренды (например, рост или падение доходности товара), выявить новые и теряющие свое значение факторы (рост/падение интереса клиентов к определенной группе товаров. Также BI-системы дают возможность на основе исторических данных моделировать и сравнивать различные бизнес-сценарии, которые могут иметь место в будущем.
Столь же эффективны BI-системы в решении повседневных задач.
Например, широко распространена ситуация, когда большинство заказчиков формально соблюдают договорные обязательства – а на счету предприятия постоянно не хватает денег. Простой запрос менеджера к BI-системе позволит проанализировать структуру дебиторской задолженности по срокам и выяснить, что большинство покупателей откладывают оплату давно отгруженной продукции, что называется, до последнего – фактически, кредитуются за счет предприятия. А второй запрос покажет, что многие из этих покупателей еще и пользуются скидками. Вот вам и основание пересмотреть систему стимулирования клиентов, заставить ее работать на ваши интересы.
Столь же легко менеджер может выявить неликвиды, сверхнормативы в товарных запасах и продукцию с отрицательной маржой, держать под контролем поступление выручки и план по доходам, следить за дисциплиной отгрузок и качеством отгруженной продукции, оперативно реагировать на рекламации, разделять ответственность между опытными и начинающими менеджерами, проводить адекватную политику по отношению к VIP и обычным клиентам, решать другие практические задачи.
BI-система – рабочее место руководителя, ведущего специалиста предприятия. Это предъявляет очень высокие требования к простоте освоения системы, удобству интерфейса, наглядности отображения информации, интерактивности бизнес-анализа. Качественная BI-система – это не только продуманный набор показателей бизнеса KPI, но и отшлифованная до блеска система визуальных элементов отображения этих показателей. Это также мощный набор инструментов, позволяющих сделать анализ наглядным и динамичным (например, обеспечить выделение в информационном потоке аналогичных по характеристикам заказов или клиентов).
В итоге руководитель предприятия может за считанные минуты получить ответы на стратегические вопросы: какие товары, клиенты и собственные сотрудники принесут завтра максимальную прибыль? Во что – вкладывать деньги, кого – стимулировать, что – разрабатывать и производить, чтобы обеспечить устойчивый рост бизнеса?
Опубликовано «Белорусы и Рынок» 22.10.2012