Недавно отметившее 55-летний юбилей ОАО «Керамин» – одно из отечественных предприятий, которые формируют в стране и за ее пределами торговый брэнд под общим названием «Сделано в Беларуси».
Сегодня «Керамин» – крупнейшее в Европе предприятие по производству керамической плитки и санитарной керамики. Еще в кризисные 1990-е «Керамин» сделал ставку на высококлассные кадры и лучшее в мире оборудование. Эти факторы в сочетании с умной ценовой политикой породили массовый спрос на продукцию предприятия не только в Беларуси, но и на емком российском рынке, а также в Украине, Средней Азии, странах Балтии, дальнего зарубежья.
Высококачественная плитка, имитирующая фактуру натурального камня, дерева, текстильных материалов; гранит «Грес» с рельефной поверхностью; «индивидуализированная» плитка, рисунок которой ни разу не повторяется даже в пределах одной коллекции; изысканная объемная декоративная керамика; керамические ковры и т.д. – любая продукция «Керамина», по мнению авторитетных экспертов и покупателей в разных странах, не уступает по качеству изделиям законодателей мировой моды – итальянских «плиточников».
Вопрос о комплексной автоматизации на «Керамине» возник в 2003 году. В тот момент единая информационная среда на предприятии отсутствовала. В нескольких отделах были установлены программы, работавшие автономно друг от друга. Данные между ними приходилось переносить, в основном, на дискетах, что не позволяло обмениваться информацией в режиме реального времени. К тому же нередко возникали ошибки, дублирование, нестыковка данных, что тормозило принятие своевременных решений.
Рассказывает начальник отдела информационных технологий ОАО «Керамин» Владимир Лазарев:
– Прежде чем выбрать платформу для автоматизации предприятия, мы серьезно изучили рынок MRP II/ERP систем. Применялись следующие критерии отбора: широкие функциональные возможности, стабильная работа системы, качественная техническая поддержка и оперативное внесение изменений в законодательстве, возможность поэтапно автоматизировать все бизнес-процессы предприятия. Мы также полагали, что компания-разработчик должна хорошо отшлифовать технологию внедрения системы, сделать ее достаточно гибкой. Ведь некоторые бизнес-процессы на «Керамине» уникальны, номенклатура продукции велика, документооборот обширен. Изучив плюсы и минусы представленных на рынке систем, мы однозначно остановили свой выбор на ERP системе управления предприятием «Галактика».
Первый этап внедрения, нацеленный на оптимизацию процессов сбыта, затронул, главным образом, управление маркетинга ОАО «Керамин». Была поставлена задача улучшить взаимодействие с клиентами при реализации готовой продукции, уменьшить складские запасы, повысить оперативность учета. Благодаря хорошему взаимодействию со специалистами компании «Топ Софт» нам удалось провести первый этап автоматизации, не останавливая работу служб: некоторое время учет велся параллельно в новой и старой системах. С обучением пользователей проблем не возникло: у системы «Галактика» – достаточно простой, дружественный интерфейс. Специалисты, слабо знакомые с компьютерными технологиями, прошли подготовку в Учебном центре компании «Топ Софт», все остальные – обучались на рабочих местах с помощью более подготовленных коллег. Все специалисты, чьи рабочие места были автоматизированы, получили подробные разъяснения, как внедрение системы улучшит условия их работы, какую пользу оно принесет предприятию. Поэтому у внедрения системы было много союзников.
С помощью аналитиков компании «Топ Софт» мы пересмотрели и оптимизировали внутренние бизнес-процессы предприятия. В частности, раньше службы, работавшие с покупателями, были разбросаны по всей территории предприятия. Клиентам приходилось потратить много времени, чтобы несколько раз по кругу обойти все кабинеты: получить бланки необходимых документов, заполнить их, подписать, согласовать… Разбросанность была не только территориальной, но и «виртуальной» прежняя информационная система не имела единой базы данных и потому не позволяла работать в режиме реального времени: проверять поступление денег, согласовывать, выписывать документы и т.д. Кроме того, прежде было невозможно обеспечить эффективное резервирование продукции, и потому с отгрузками то и дело возникали проблемы. С внедрением системы «Галактика» все эти проблемы исчезли. Выигрыш получило и складское хозяйство: система позволяет контролировать наличие складских остатков.
Клиенты сразу оценили нововведения. Сейчас оформление документов и отгрузка продукции происходят в одном месте, рядом с проходной предприятия. Ускорился и сам процесс выписки документов. Раньше с клиентами работали сотрудники нескольких служб, а вводом финансовой информации и выводом на печать накладных занималась специальная группа операторов. Теперь с клиентом работает инженер по продажам управления маркетинга, он же заполняет накладные и бланки строгой отчетности. В соседнем кабинете сотрудник финансового управления проверяет с помощью системы «Галактика» факт оплаты и дает добро на отгрузку. Таким образом, бумажный документооборот и риск ошибок сводятся к минимуму, а клиент получает солидный выигрыш во времени. А время, как известно – деньги…
Рассказывает руководитель группы маркетинговых исследований управления маркетинга ОАО «Керамин» Вадим Левданский:
– Внедрение системы «Галактика» позволило нашей службе оперативно получать внутреннюю маркетинговую информацию о реализации продукции, состоянии и динамике изменения остатков. Благодаря этому мы сегодня выявляем проблемы еще на стадии их зарождения и вовремя, не дожидаясь конца месяца или декады, применяем маркетинговые инструменты, позволяющие «подстегнуть» сбыт той или иной продукции. Кроме того, руководство предприятия ежедневно получает подробные отчеты, на основе которых может выстраивать долгосрочную стратегию.
Внедрение системы позволило ускорить обслуживание белорусских клиентов и покупателей-экспортеров. Улучшилось оформление документов, сопровождающих и обеспечивающих отгрузку продукции – а их объем весьма значительный, порядка десяти тысяч документов в месяц. Ушли в прошлое несоответствия, нестыковки по остаткам продукции, накладки в реализации отгрузки.
Система обладает удобным в работе интерфейсом, гибкими понятными настройками. Опытный пользователь может быстро сконфигурировать свое рабочее место под текущие задачи, не обладая знаниями в программировании и не обращаясь за помощью к IT-специалистам.
База данных программного комплекса «Галактика» постоянно наполняется новой информацией и сохраняет старую, что удобно для анализа работы предприятия за несколько лет. Система предоставляет удобные инструменты работы с информацией: позволяет быстро ее структурировать, анализировать, готовить отчеты в любых необходимых нам разрезах, экспортировать данные в популярные офисные программы Word и Ecxel. Информацией, которую вводит в программу один сотрудник, могут пользоваться остальные специалисты управления и предприятия в целом. Разумеется, если у них есть на это доступ.
Что дальше?
На «Керамине» рассматривают автоматизацию системы управления как средство повышения конкурентоспособности предприятия на рынке. Уже первый этап внедрения системы «Галактика» принес очевидную отдачу.
Еще большие надежды «Керамин» возлагает на второй этап, в ходе которого будет автоматизирована работа планового отдела, отдела снабжения и расчеты себестоимости готовой продукции. А дальше – полная автоматизация предприятия, создание комплексной корпоративной информационной системы, которая позволит «Керамину» встать по уровню технологий управления бизнес-процессами в один ряд с ведущими мировыми производителями строительных материалов.
Опубликовано в «Белгазете» 26.09.2005.