«Решать больше задач меньшими ресурсами в более короткие сроки», – такова универсальная цель, к которой стремится любое предприятие в ходе автоматизации финансового и управленческого учета. В то же время у каждого IT-проекта есть свои особенности, связанные с отраслевой спецификой предприятия-заказчика. Архитектурное проектирование – не исключение. Своим опытом автоматизации делится главный бухгалтер проектно-изыскательского производственного кооператива «Минсксельстройпроект» Ирина Лагун.
– Ирина Ивановна, производственный кооператив – необычная для проектной организационная форма, напоминающая о временах перестройки…
– А она и была принята в те времена основателями нашего предприятия. И, нужно сказать, помогла ему в буквальном смысле выжить в сложный период, встать на ноги, состояться в качестве одной из ведущих проектных организаций в Беларуси. Если помните, экономический обвал переходного периода очень больно ударил по проектным институтам. В т.ч. по институту «Минсксельстройпроект»: долгое время у нас не было заказов и, соответственно, денег на зарплату, а кое-как сводить концы с концами удавалось только за счет предоставления помещений в аренду сторонним фирмам.
Тем не менее, те, кто встал у истоков кооператива – а это преданные своему делу, компетентные и творческие специалисты – верили, что наступят лучшие времена (кстати, удержав кадровый костяк, кооперативу удалось и сохранить статус предприятия, выполняющего все виды проектно-архитектурных работ). Как показала практика, именно заложенные в кооперативной форме собственности принципы организации труда и распределения прибыли стали замечательным стимулом повышения эффективности работы отдельных сотрудников и всего коллектива в целом.
– Расскажите, пожалуйста, о значимых проектах вашего института.
– Например, в нашей организации была разработана концепция современной сельской усадьбы, которая с успехом реализуется в последние годы. Ее суть: сельский дом должен быть хорошо приспособлен как для комфортной жизни со всеми удобствами, так и для ведения приусадебного хозяйства.
Также мы освоили технологию конвейерного проектирования: поскольку заказчики нередко требуют выполнять проекты в сжатые сроки, нашим специалистам порой приходится работать буквально с листа – одновременно проектировать, строить и проходить экспертизу, ни на йоту не снижая качество услуг.
Мы не просто строим «коробки». Например, на молочно-товарных фермах мы предусматриваем применение эффективных систем доения, раздачи кормов, возможности для качественной работы и отдыха персонала. А, скажем, в проекты овощехранилищ закладываем использование современного оборудования и технологий, обеспечивающих оптимальные температурные и влажностные режимы.
Специалистам «Минсксельстройпроекта» сегодня по силам выполнение задач любой сложности. Так мы проектируем целые кварталы индивидуальных и многоквартирных домов в райцентрах, бассейны, спортивные залы, музыкальные школы, объекты придорожного сервиса и даже церкви.
Не все, наверное, знают, что именно «Минсксельстройпроект» выступал генеральным проектировщиком Республиканского горнолыжного центра под Логойском. Это был уникальный объект: ведь до сих пор в Беларуси не было опыта проектирования горнолыжных трасс и сопутствующих инфраструктурных объектов. Мы справились с этой задачей и впоследствии получили заказ на проектирование горнолыжного комплекса в Силичах, а сегодня создаем аналогичный объект в столичном микрорайоне Курасовщина. Более того, в «Минсксельстройпроект» уже обращаются за консультациями проектировщики горнолыжных комплексов из-за рубежа, в частности, из Латвии.
– Вы отметили, что закладываете в свои производственные проекты использование передовых технологий. В какой степени ваше предприятие само использует современные технологии проектирования и управления бизнесом?
– Вы могли заметить, что кооператив живет и работает в старом здании, оставшемся еще с советских времен. Но это только оболочка, форма. Если вы пройдетесь по кабинетам, то не увидите ни одного кульмана: все работы проектировщики выполняют на компьютерах, вооруженных эффективными и высокопроизводительными системами автоматизированного проектирования. А финансовый и управленческий учет строится на базе интегрированной системы «Галактика ERP» – одной из наиболее мощных и функциональных, на мой взгляд, программ для комплексного управления ресурсами предприятия.
– В чем заключается отраслевая специфика вашего предприятия и как в нее вписывается используемая вами система автоматизированного учета?
– Люди со стороны часто представляют профессию проектировщика упрощенно: вот человек придумывает архитектурный образ позаковыристее и рисует чертеж. На самом деле, чтобы создать не только эстетически привлекательный, но и нормально функционирующий объект, необходим труд профессионалов самого разного профиля: архитекторов, конструкторов, специалистов водо- и газо- и электроснабжения, геологов, геодезистов и т.д. А теперь возьмите такую задачу, как начисление зарплаты: нужно учесть трудовой вклад каждого специалиста на каждом этапе реализации проекта, рассчитать налоги, соцстрах и т.д.. Система «Галактика ERP» с этой непростой задачей успешно справляется.
– Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны этой системы?
– Прежде всего, хотелось бы отметить ее мощный функционал: мы до сих пор используем далеко не все ее возможности. Также система реально ускоряет процесс учета и управления ресурсами предприятия. Мне это, в отличие от начинающих бухгалтеров, особенно заметно, поскольку я в свое время начинала с ручного учета. Там, где бухгалтеру потребуются на ручную обработку данных дни и недели, «Галактика ERP» справится за минуты. Там, где приходилось часами рыться в книге покупок ради элементарных справок, «Галактика ERP» ответит на все вопросы по нажатию нескольких кнопок.
«Галактика ERP» – очень гибкий программный продукт, легко настраиваемый под специфические нужды данного предприятия и конкретного рабочего места. Лично меня всегда увлекает творческий процесс настройки программы, тем более, что я знаю: потраченное на него время многократно окупится в процессе работы.
В числе других сильных сторон этой системы – надежность, стабильность, а также качественная техническая поддержка, которую оказывает компания «Топ Софт». В частности, я очень благодарна Евгении Козак, Алексею Синичке, Сергею Снегиреву и другим консультантам «Топ Софта». Благодаря их компетентности, вниманию, такту, терпению и готовности прийти на помощь нам удается быстро решать самые разные проблемы: от поиска в программном меню понадобившейся в данный момент функции – до обновления базы данных или «закрытия» годового баланса.
Также хотела бы отметить качественную работу учебного центра компании «Топ Софт»: здесь сложные вещи подают ясно и просто. Я до сих пор использую в работе свои учебные конспекты и обучаю с их помощью начинающих сотрудников.
Если же говорить о недостатках, то у всех автоматизированных систем, применяемых в Беларуси, есть общая проблема: отечественное законодательство слишком часто меняется. Но я вижу, что разработчики «Топ Софта» прилагают максимум усилий, чтобы оперативно отразить эти изменения в программе и тем самым избавить клиентов от проблем.
– Какие задачи помогает решать вашему предприятию система «Галактика ERP»?
– Основной круг выполняемых задач: бухгалтерский учет, финансово-расчетные операции, управление снабжением, сбытом, складским учетом, договорами, начисление зарплаты, расчеты с банком и др..
Например, для нашего предприятия очень важно управление взаимоотношениями с заказчиками – на этом строится наш бизнес. Система «Галактика ERP» позволяет ясно видеть, какая часть проекта выполнена, есть ли отставание по срокам, какую часть договорной суммы перечислил заказчик и т.п. – и вовремя корректировать наши взаимоотношения.
В числе других важных для нас функций «Галактики ERP» – действенный контроль за оборотом основных средств, их поступлением, инвентаризацией, переоценкой, выбытием, списанием. В частности, программа автоматически подсчитывает процент износа, формирует описи инвентаризации, акты на модернизацию и выполняет другие функции.
Также мне, как бухгалтеру, нравится модуль «Финансово-расчетные операции», позволяющий осуществлять все виды платежей, включая валютные. Удобно организовано в системе управление снабжением, сбытом, кассовые операции, учет договоров по аренде.
К слову, мы то и дело сталкиваемся с тем, что программные продукты, которыми пользуются некоторые наши арендаторы, допускают ошибки в определении арендной платы – в отличие от «Галактики ERP».
Замечательное достоинство программы – возможность быстро получить практически любую информацию благодаря качественной организации работы с первичными документами и справочниками организаций.
В целом система предоставляет огромный объем аналитики по любым периодам, видам услуг, контрагентам, регионам и т.д. – нужно только поставить перед ней соответствующие вопросы. И эти вопросы ставятся: председатель кооператива регулярно требует отчеты о движении ресурсов и эффективности их использования. Не даром, когда ко мне недавно обратились с предложением установить на предприятии конкурирующий программный продукт, я ответила без недомолвок: «Галактика ERP» нас устраивает и наше сотрудничество с «Топ Софтом» продолжится».
Опубликовано в «Белгазете» 27.02.2008.