Электронно-вычислительный комплекс Государственного таможенного комитета Беларуси в недалеком будущем сможет принимать таможенные декларации по Интернету.
В Беларуси уже разработаны и сертифицированы две системы электронной подписи. Для их практического использования осталось согласовать некоторые законодательные и юридические моменты. Впрочем, уже сегодня большинство таможенных деклараций подается в электронном виде. Только единицы приносят от руки заполненные бланки, но и их сотрудники таможенного оформления и досмотра переводят в цифровой вариант.
– Сегодня практически полностью автоматизированы операции таможенных оформления и контроля, — говорит Михаил Щербацевич, заместитель начальника управления информационных технологий ГТК. – Со всей республики информация о перемещении грузов стекается в вычислительный центр, расположенный в Минской центральной таможне. До начала 2000-х слабостью нашей системы автоматизации была низкая пропускная способность каналов связи. Сегодня эту проблему решили: к основным пунктам таможенного пропуска протянули оптоволоконные линии. Теперь обмен данными происходит в режиме реального времени.
Таможенники признают: не сделай они в начале 90-х ставки на автоматизации – утонули бы в бумагах. Каждый день тысячи тонн экспорта и импорта сырья, товаров, транспортных средств, оборудования, транзитные грузоперевозки проходят через наши границы… Вал документов необходимо не просто оформить, но обработать и правильно посчитать таможенные пошлины. А ведь на их размер влияет множество факторов: цель использования груза, статус получателя, страна происхождения товара, льготы… Необходимо знать наизусть десятки нормативных актов, положений, тарифов, ставок, коэффициентов. И попробуй ошибиться! Начислишь сверх меры – владелец груза скандал поднимет, насчитаешь меньше – ущерб казне, ожидай проверку «на честность и неподкупность» службой безопасности.
Сегодня большинство рутинной работы переложили на электронику. Вместе с появлением процессоров в таможенной службе свелось к минимуму влияние «человеческого фактора». А ведь 15 лет назад зарождалась автоматизированная система ГТК из 12 компьютеров не первой молодости. По своим возможностям они не намного превосходили пишущую машинку и хороший калькулятор. О специализированных программах тогда и не мечтали. Сегодня белорусская таможня полностью компьютеризирована, а система автоматизации ГТК по основным параметрам соответствует европейским стандартам.
— По вычислительной мощности нашей IT-системы мы практически сравнялись со странами ЕС, — утверждает Михаил Михайлович, — а по функциональным возможностям Европе до нас еще далеко. Ведь основная задача, скажем, итальянских таможенников – контроль за перемещением грузов и борьба с контрабандой. Большинство пошли там взимают другие органы: на итальянскую таможню приходится всего 5-6 процентов фискальных платежей. Белорусский же ГТК обеспечивает до 40 процентов налоговых поступлений в государственный бюджет. А финансовая работа более трудоемкая, чем контролирующая.
Многие компоненты автоматизированной системы ГТК разработали белорусские специалисты. Пожалуй, только систему электронного документооборота закупили за рубежом. Систему контроля доступа выполнена силами Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Программное обеспечение для автоматизации административно-хозяйственной деятельности, которое значительно упростило работу бухгалтеров, сделала корпорация «Галактика». Появилась возможность в короткое время проверить достоверность платежа. Кроме того, улучшился учет грузов, которые проходят через территорию Беларуси. Как утверждает Михаил Щербацевич, ни разу не было претензий по достоверности и качеству статистических данных, которые ГТК готовит по внешнеэкономической деятельности страны.
Сегодня таможенники продолжают совершенствовать систему учета таможенных платежей. До конца года в нее планируют вложить около 350 миллионов рублей. Причем основные средства вкладывают в совершенствование программного обеспечения.
– На многих крупных предприятий существует «стандартная» проблема – за рост функциональных возможностей информационной системы приходится «платить» постоянной модернизацией компьютерного парка, а это огромные финансовые затраты, – говорит Николай Кузьмич, заместитель руководителя корпорации «Галактика» в Беларуси. – Эти проблемы решаются за счет грамотного построения информационной сети. Формируется мощный вычислительный центр, который и выполняет все операции, а пользовательские компьютеры только отражают информацию и служат для ввода данных. При такой архитектуре сети можно использовать для сложного анализа информационных массивов даже компьютеры со «слабенькими» процессорами, а также наращивать мощность всей системы путем модернизации лишь центральных серверов, что намного выгоднее с финансовой точки зрения. Поэтому при автоматизации очень важно сразу избрать правильную стратегию информационного развития системы предприятия, провести консалтинговые исследования и только после этого приступать к разработке и реализации проекта автоматизации. Ведь нередко приходится сталкиваться с «лоскутностью» информационного пространства. Разные отделы на предприятии используют различные программы, которые устанавливались в разное время разными разработчиками, но никак друг с другом не связаны, не «понимают» друг друга и не могут обмениваться информацией. Поэтому нередко происходит дублирование данных, путаница, что влечет к ошибкам в учете. Один из вариантов – интеграция разношерстных программ в единое целое, но этот процесс достаточно дорогой. Наиболее прогрессивный путь – внедрение системы автоматизации нового поколения, которая сможет «переварить» и свести к одному знаменателю данные в различных форматах.
Сегодня по приблизительным данным примерно половину IT-бюджета предприятия и организации тратят на закупку компьютерной техники, пятую часть – на средства связи и каждый десятый рубль – на программное обеспечение. Однако мировая практика показывает, что наиболее передовые компании сегодня основные средства тратят на закупку и внедрение ПО. В Беларуси яркий пример этой тенденции – Государственный таможенный комитет.