Компания Gartner определяет систему Управления Эффективностью Предприятия (EPM) как «методику, систему показателей, процессов и систем, используемую для мониторинга и управления производственными показателями предприятия». Одним словом, EPM представляет собой стратегическое развертывание решений для бизнес-анализа.
Управление Эффективностью Предприятия (EPM, или Enterprise Performance Management) – следующее поколение бизнес-аналитики, позволяющее компаниям принимать решения в системе бизнес-анализа и стратегически увязывать эти решения со своими корпоративными целями. Бизнес-анализ охватывал процесс принятия решения, начинавшийся с мониторинга, затем следовал анализ и, наконец, действия, основанные на ключевых показателях эффективности (KPI). Cистема ЕРМ располагает или интегрирует эти ключевые показатели в кратко-, средне- или долгосрочные цели. EPM определяет направление работы предприятия на основе четкой корпоративной бизнес-стратегии, содержащей действия и процессы, с определением показателей эффективности и отслеживанием продвижения процесса работ.
EPM включает в себя консолидированные данные из различных источников, запрос информации и анализ данных, а также использование результатов анализа на практике. Система расширяет процессы, создавая улучшенные цепи обратной связи. Непрерывные обзоры в режиме реального времени помогают идентифицировать и устранить проблему до ее развития.
Построенная на платформе BI, система EPM сочетает бизнес-интеллект с циклом управления планированием и контролем предприятия – с планированием, стратегическим анализом и моделированием «что если». EPM может управлять операциями организации в глобальном масштабе, управляя всей информацией и стратегически используя эту информацию для соответствия миссии и философии развития компании. Компании с системой ЕРМ могут просматривать картину всей организации в целом и знать, какое влияние оказывает каждая дисциплина или процесс на другие процессы на предприятии.
Как работает система EPM?
Система EPM производит глобальный мониторинг организации для сбора и консолидации данных из многочисленных источников. Этими данными могут быть производственные данные в режиме реального времени, информация о потребителях, данные о производстве, продажах, финансах и пр.
Она использует ключевые показатели эффективности, которые являются финансовыми и нефинансовыми исходными параметрами, используемыми для количественного выражения целей для отображения стратегической деятельности предприятия. Ключевые показатели эффективности (KPI) используются для оценки текущего состояния бизнеса и предписания порядка действий. Примером KPI может быть процент от выручки, полученной от постоянных клиентов, или стоимость процесса продаж.
Современные оболочки EPM используют совокупности KPI, обеспечивающие измерение прошлых и будущих аналитических картин. Это обеспечивает надежную оценку «здоровья» компании и помогает предпринимать действия для максимальной корпоративной эффективности.
Самая известная из этих оболочек — Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), дающая понятную иерархически организованную (сверху-вниз) оценку корпоративной деятельности, основанной на концепции развития компании. На основе концепции развития предприятия менеджеры разрабатывают стратегии для достижения целей, соответствующих этой концепции. Эти стратегии трансформируются в тактические действия со специфическими показателями, связанными с каждой деятельностью. Показатели служат в качестве оценочного листа.
Сбалансированные показатели используются для реализации стратегии, определения и выстраивания в последовательность стратегических инициатив, увязывания бюджета со стратегией, и проведения периодических обзоров эффективности стратегии, чтобы узнать о ней, и улучшить ее.
Оболочка EPM охватывает финансовые, клиентские, производственные и культурные цели всего предприятия, а не только отдельные аспекты бизнеса. Это расширяет аудиторию системы за пределы менеджмента компании и включает в себя департаменты, сотрудников, клиентов, акционеров и пр.
Что заставляет компании использовать EPM?
Организации, большие и малые, ищут способы работать более эффективно, генерировать прибыль и стратегически позиционировать себя на будущее. С системами ЕРМ компании могут стать инициативными и работать на опережение, принимая бизнес-решения, укрепляющие организацию.
Компании используют системы EPM для создания и выполнения бизнес-стратегий на основе надежной информации. Они используют ее для каждодневных операций, стратегического планирования (долгосрочного и краткосрочного), а также для создания эффективности коммерческой деятельности.
Области, из которых топ-менеджмент может почерпнуть знания, используя ЕРМ, включают в себя: доходы от клиентов, данные о новых привлеченных клиентах, объем повторных закупок, сальдо счетов дебиторов, демографический анализ, рентабельность клиентов по демографическим сегментам, анализ маркетинговой кампании, анализ интернет-продвижения, анализ каналов сбыта, показатели контактного центра, данные по сбыту по сегментам продукции и пр.
Каждый бизнес, большой или малый, имеет макро- и микро аспекты; «макро-» означает за пределами предприятия, относящиеся к взаимодействию с поставщиками, закупками и клиентами. Микро-вопросы относятся к тому, насколько хорошо управляются процессы внутри предприятия. Все эти области, внутри или за пределами предприятия, имеют рабочие процессы. С ЕРМ-решениями компании не только раскрывают пути улучшения этих процессов, но и выявляют проблемы, о существовании которых они даже не подозревали.
EPM-системы максимизируют корпоративную деятельность. Они помогают компаниям оставаться конкурентоспособными, определяя выигрышную бизнес-стратегию, интегрированную в надежную информацию, а затем реализовать эту стратегию. Для оптимизации корпоративной деятельности все уровни компании должны увидеть и понять, как функционирует каждая группа по отношению к общей цели. Принимая во внимание количество данных, двигающее сбалансированное множество KPIs, и современную скорость бизнеса, система ЕРМ должна быть способна быстро преобразовывать массивы данных в действительно конкретную информацию.
Какие EPM-решения доступны на рынке?
На рынке много EPM-решений. Многие из них заявлены как ЕРМ, хотя фактически все, что они предлагают, это составление отчета. Компании необходимо искать решения, соответствующие ее потребностям и не требующие изменения производственного процесса для соответствия этим решениям.
Ключевые особенности системы ЕРМ:
- Интеграция источников данных в ключевые области ЕРМ, от стратегического планирования до системы сбалансированных показателей и прогнозирования, от финансов до консолидации, от аналитики до отчетов. Интеграция всех областей гарантирует реальную ситуацию в организации.
- Решение EPM должно хорошо подходить компании, не принуждая компанию к изменению бизнес-модели. ЕРМ должно расширять производственные процессы, делая их более мощными и не требуя их изменения.
- Скорость, с которой ЕРМ-решение может быть внедрено в бизнес. Система ЕРМ должна интегрироваться в ваш бизнес быстро, с как можно меньшими перенастройками.
- EPM решение должно быть единым, на единой платформе, и должно давать доступ к системе любому авторизованному (уполномоченному) лицу компании.
- Функциональность должна включать в себя: интеграцию данных, стратегическое планирование, мониторинг, отчетность, анализ, приложения с выводом итоговой информации и оценочные листы.
Стратегические карты создают причинно-следственные взаимоотношения между целями и являются инструментом визуального контроля того, что происходит в компании, и того, как это соответствует целям. Приложения иллюстрируют ключевые индикаторы в графическом виде, такие как схемы, графики, таблицы или карты. Возможность углубиться в приложения и выполнить продвинутый анализ этих областей позволяет сфокусироваться на ближайших задачах, предпринять корректирующие действия и немедленно принять информированные решения.
Отчетность является фундаментальным компонентом любой инфраструктуры бизнес-информации и аналитики. Нужна ли исполнительному директору информационная сводка для управления бизнесом, или менеджеру по запасам требуется вчерашний журнал отгрузок, или клиент хочет отчет по счету, неотъемлемой частью системы является релевантная отчетность для конкретного лица в нужном формате. Некоторые системы EPM предлагают надежные возможности отчетности за рамками BI функционала. Возможность отправить отчеты по почте через портал, к которому есть доступ у сотрудников, поставщиков или клиентов, делает информацию доступной тем, кому она нужна, и, когда она нужна.
Выгоды от применения EPM-систем
EPM-система сочетает в себе корпоративный интеллект с мощным анализом, мониторингом и отчетностью. Непрерывное стратегическое планирование и анализ плана способствуют повышению эффективности организаций. Организации, сфокусированные на производственной деятельности, смогут быстрее реагировать на изменения в конкурентной и рыночной среде. Получение нужной информации в нужное время дает менеджерам возможность принимать своевременные и эффективные бизнес-решения.