Цепочка поставок является сложной и динамичной системой спроса и предложения.
Цепочка поставок – это совокупность организаций, людей, технологий, процессов, информации и ресурсов, задействованных в продвижении продукта или услуги от поставщика к потребителю.
Процессы в цепочке поставок трансформируют природные ресурсы, сырье и комплектующие в готовый продукт, который затем поставляется конечному потребителю. В системах цепочек поставок, стоящих на уровне современных требований, бывшие в употреблении продукты могут снова попасть в цепочку поставок в любой точке цепи, где продукт с остаточной стоимостью пригоден для повторного использования. Цепочки поставок соединяют цепи создания стоимости.
Совет профессионалов в области управления цепочками поставок (Council of Supply Chain Management Professionals, CSCMP) определяет концепцию управления цепочками поставок следующим образом: «Концепция управления цепочками поставок включает в себя планирование и управление всеми видами деятельности, связанными с выбором поставщиков, материально-техническим обеспечением и переработкой, а также все операции по управлению логистикой. Важно отметить, что данная концепция включает в себя также координационные и кооперационные процессы между партнерами в канале сбыта, среди которых могут быть поставщики, торговые посредники, сторонние поставщики услуг и заказчики.
По существу, управление цепочками поставок объединяет в единое целое управление спросом и предложением внутри компаний и за их пределами. Управление цепочками поставок является интегрирующей функцией, основное назначение которой в том, чтобы объединить основные бизнес-функции и бизнес-процессы внутри компаний и за их пределами в целостную и высокопроизводительную бизнес-модель. Данная модель объединяет в себе все перечисленные выше процессы по управлению логистикой и осуществляет координацию процессов и функций, связанных с продвижением, сбытом, разработкой продукта, финансами и информационными технологиями».
По существу, управление цепочками поставок объединяет в единое целое управление спросом и предложением внутри компаний и за их пределами. Управление цепочками поставок является интегрирующей функцией, основное назначение которой в том, чтобы объединить основные бизнес-функции и бизнес-процессы внутри компаний и за их пределами в целостную и высокопроизводительную бизнес-модель. Данная модель объединяет в себе все перечисленные выше процессы по управлению логистикой и осуществляет координацию процессов и функций, связанных с продвижением, сбытом, разработкой продукта, финансами и информационными технологиями».
В 80-е годы ХХ столетия был введен термин Управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), чтобы отразить необходимость интеграции ключевых бизнес-процессов, начиная от конечного пользователя и заканчивая первичными поставщиками. Первичными поставщиками являются компании, которые предлагают продукты, услуги, и которые создают для клиентов и других заинтересованных сторон добавленную стоимость.
Управление цепочками поставок
Управление цепочками поставок представляет собой распределение материалов, информации и финансовых средств на пути от поставщика к потребителю.
Главная идея, лежащая в основе SCM, заключается в том, чтобы компании и корпорации включались в цепочку поставок путем обмена информацией относительно конъюнктурных колебаний на рынке и производственных возможностей.
Если вся имеющая значение информация будет доступна для имеющих отношение к цепочке компаний, то каждая компания в цепочке поставок будет способна оказать содействие в оптимизации всей цепочки поставок. Это приведет к оптимально спланированному производству и дистрибуции, что может сократить расходы и дать более привлекательный конечный продукт, результатом чего станет улучшение продаж и общих результатов вовлеченных в цепочку компаний.
Внедрение SCM успешно ведет к новому виду конкуренции на мировом рынке, когда конкуренция является уже не конкуренцией между компаниями, а принимает форму конкуренции между цепочками поставок.
Основной целью управления цепочками поставок является удовлетворение потребностей клиентов через наиболее эффективное использование ресурсов, в том числе распределение мощностей, запасов и трудовых ресурсов. В теории, цепочка поставок стремится привести в соответствие спрос и предложение и стремится сделать это с минимальными материально-производственными запасами.
Эффективное управление цепочками поставок позволит выйти на качественно новый уровень сервиса, сократить себестоимость складских операций, повысить эффективность использования складских площадей за счет оптимизации запасов.
- Повышение точности прогнозов для принятия стратегических решений
- Оптимизация товарного запаса
- Уменьшение времени и стоимости обработки заказов
- Эффективное использование складских площадей
- Повышение уровня сервиса
- Прогнозирование спроса, в т.ч. с учетом маркетинговых мероприятий по продвижению
- Контроль взаимодействия с партнерами на протяжении всей цепочки поставок
Оптимизация цепочек поставок
Различные аспекты оптимизации цепочек поставок включают в себя:
- установление связей и взаимодействия с поставщиками с целью устранения узких мест;
- стратегический подбор поставщиков с целью нахождения баланса между наиболее низкой стоимостью материалов и транспортировкой;
- реализацию принципа «точно вовремя» с целью оптимизации производственных потоков;
- обеспечение правильного комбинирования и расположения производств и складов для обслуживания клиентских рынков;
- использование размещения / распределения, анализа маршрутов транспортных средств, динамического планирования;
- использование традиционной оптимизации логистики.
Понятия цепочки поставок и логистической цепочки часто путают. В настоящее время принято считать, что термин «логистика» относится к деятельности, связанной с дистрибуцией продукта в рамках одной компании / организации, в то время как термин «цепочка поставок» включает в себя также производство и материально-техническое снабжение, и поэтому имеет гораздо более широкую область охвата, так как подразумевает множество предприятий, в том числе поставщиков, производителей и предприятия розничной торговли, которые работают совместно для удовлетворения потребностей потребителя в товаре или услуге.
Основная цель существования любой цепочки поставок — это удовлетворение потребностей клиента в процессе генерирования прибыли для себя.
Типичная цепочка поставок может включать в себя различные этапы. Эти этапы в цепочке поставок включают в себя:
- потребителей
- предприятия розничной торговли
- оптовиков / дистрибьюторов
- производителей
- поставщиков комплектующих / сырья
Необязательно, чтобы в цепочке поставок присутствовал каждый этап. Конкретная структура цепочки поставок будет зависеть как от потребностей потребителя, так и от роли включенных в нее этапов.
Цепочка поставок состоит из трех ключевых частей:
- Поставка фокусирует свою деятельность на сырье, поставляемом для производства, включая аспекты, как, когда и откуда.
- Производство фокусирует свою деятельность на преобразовании сырья в готовую продукцию.
- Дистрибуция фокусирует свою деятельность на том, чтобы эти продукты дошли до потребителей через организованную сеть дистрибьюторов, складов и предприятий розничной торговли.