Кейт Оливер, аналитик консалтинговой компании «Буз Аллен Гамильтон» (Booz Allen Hamilton), ввела в обращение термин «управление цепочками поставок» в 1982г. для описания всего процесса планирования, внедрения и контроля происходящего в цепи поставок для быстрого и эффективного удовлетворения клиентского спроса. В рыночных условиях Управление цепочками поставок может включать в себя все: от контроля закупок, обмена и складирования сырьевых материалов до инвентаризации всего незавершенного производства и до отслеживания движения товаров от пункта их происхождения до точки, в которой их потребляют.
Система управления цепочками поставок включает пять основных компонентов:
- Планирование: необходимо разработать план или стратегию достижения максимального соответствия товара или услуги потребностям клиентов. Главная цель – разработка рентабельной процедуры доставки высококачественной продукции потребителям с наименьшими затратами.
- Выбор поставщика: подразумевает выстраивание прочных отношений с поставщиками сырьевых материалов, необходимых для изготовления продуктов, поставляемых компанией. На данном этапе важно не только определение надежных поставщиков, но и планирование способов отгрузки, доставки и оплаты.
- Производство: это производственная часть системы управления цепочками поставок. Продукт производится, тестируется, упаковывается и включается в график поставок. Уровень качества, выход продукции и производительность труда постоянно измеряются для оптимизации эффективности, что делает этот компонент самым главным для компании.
- Поставки: этот компонент системы SCM — логистический, включает в себя создание сети складов, координацию получения заказов от клиентов, принятие решений о методах транспортировки и отгрузки и выставление инвойсов для получения оплаты.
- Возврат: это конечная, ориентированная на сервис, часть цепочки поставок. Компания создает сеть, отвечающую за получение дефектных товаров или их излишков, а также за техническое обслуживание оригинальных продуктов, отправленных потребителю.
Каждый из этих компонентов состоит из множества частных задач.
Управление цепочками поставок должно охватывать следующие задачи:
- Конфигурация дистрибьюторской сети: включает количество, расположение и сетевые представительства поставщиков, производственных мощностей, дистрибьюторских центров, складов, пунктов транзитной перегрузки и потребителей.
- Стратегия распространения товара: включает вопросы оперативного контроля (например, централизованный, децентрализованный, совместное управление), схемы поставок, способы транспортировки, стратегию пополнения запасов и контроль транспортировки.
- Оптимизация логистики: обеспечение точной координации распределения для достижения наименьших логистических затрат. Оптимизации только одного аспекта может увеличить общую сумму затрат, поэтому подход к логистике нужен системный.
- Единое информационное пространство: интеграция процессов должна идти по всей цепочке поставок, обеспечивая общность ключевой информации, включая сигналы запроса, прогнозы, товарные запасы, транспортировку и совместные стратегии.
- Управление материально-техническим снабжением: включает в себя количество и расположение товарно-материальных запасов, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
- Управление денежными потоками: организация условий, методов оплаты между участниками цепочки снабжения.
Организации обычно выигрывают, когда внедряют ERP-систему перед внедрением системы управления цепочками поставок. Хотя применение SCM изначально не зависело от ERP-системы, но это правило изменилось. Повышенная необходимость в интегрированной информации, стимулируемая высокой значимостью интернет-ресурсов в цепочке поставок, делает важным интеграцию системы SCM с системой ERP с возможностями работы с данными в сети Интернет.
Развитие систем управления цепочками поставок.
Технологическое развитие, особенно снижение стоимости информационных коммуникаций, привело к улучшению координации звеньев логистической цепочки.
- Движение от статичного планирования спроса к распознаванию спроса и формированию спроса. Сегодня компании более активно концентрируют внимание на управлении и распознавании спроса, объединяя данные в нисходящем направлении с большей частотой моделирования, обычно ежедневной или еженедельной.
- Переход от плана предприятия к многоуровневой поддержке принятия решений. Большинство производителей отмечают, что ERP-система больше не является достаточной и необходимо многоуровневое моделирование с оптимизацией использования товарно-материальных запасов.
- Изменяющийся подход к производству как к ограничению, к которому добавляются ограничения по материалам и логистике. В настоящее время появился более органичный взгляд на ограничения в цепочке поставок и компромиссы. Переход от жесткого планирования на основе ограничений к синхронному, многокомпонентному, заключающему в себе наглядность спроса и предложения.
- Сокращение сроков исполнения заказа. Возрастающая необходимость сокращения времени от оформления заказа до его доставки потребителю стимулирует рост применения систем исполнения цепочек поставок (SCE), включающих в себя системы складского учета и контроля (WMS), системы управления транспортировкой (TMS), и многоканальные решения по управлению заказами/торговыми операциями.
- Повышенное внимание к анализу сетевого потока. Поскольку компании используют больше внешних источников в своих цепочках поставок, они применяют все больше инструментов для анализа оптимальных потоков, оценки поставщиков с целью минимизации рисков и увеличения прибыли и рыночной доли, определения стратегий изменения графика или отсрочек, а также проведения анализа затрат на обслуживание и анализа номенклатуры продукции.
- Признание ценности сервиса. Продавцы продукта обнаруживают, что большее внимание к послепродажному сервису повышает прибыльность и удовлетворение запросов клиентов, а также приводит к лучшей управляемости бизнеса и разработке новых сервисных предложений.
Программное обеспечение как услуга (SaaS) также становится значимым фактором системы SCM. Оно все больше привлекает внимание производителей. Причина такого интереса – необходимость поиска инструментов рационализации фрагментированных цепочек поставок, наряду с постоянным привлечением SaaS для снижения капитальных затрат и времени развертывания системы.