Сегодня многие белорусские предприятия и компании выходят на новый этап освоения информационных технологий. Его суть – переход от автоматизации чисто учетных функций к внедрению эффективных аналитических инструментов, использующих данные бухгалтерского, складского, кадрового и других видов учета. То, что такая потребность жизненно назрела, еще раз подтверждает опыт одного из ведущих белорусских производителей лакокрасочной продукции – частного производственного унитарного предприятия «МАВ».
УП «МАВ» давно и заслуженно входит в не очерченную формальными рамками группу отечественных предприятий, о продукции которых белорусские потребители с гордостью говорят: «Ведь можем же!»
Впрочем, и формальных атрибутов успеха у этого предприятия немало: высокие показатели тестов ведущих европейских лабораторий, победы в конкурсах «Лучшая продукция года» и «Брэнд года», многочисленные дипломы международных выставок и т.д.
А в бизнес-среде «МАВ» славится сильной управленческой командой, в которую подбираются инициативные специалисты, умеющие ставить новые цели, находить возможности их решения и вовремя нейтрализовать возникающие проблемы. О том, какие задачи решает сегодня предприятие и какую ставку делает на информационные технологии, рассказывает начальник отдела маркетинга УП «МАВ» Владимир Минько:
– В минувшем году на предприятии стартовала программа ребрендинга, которую мы проводим с нашим партнером-консультантом компанией Satio: сменился логотип, были выведены на рынок три торговых линейки, охватывающие все основные группы покупателей, начиная с рынка «сделай сам» и заканчивая рынком высокотехнологичной продукции. В рамках программы ребрендинга возникла задача получения более полной, оперативной и достоверной информации о наших клиентах. Мы и прежде делали ставку на работу с клиентами, на удовлетворение всех мыслимых и немыслимых потребностей пользователей лакокрасочной продукции. Например, мы предлагаем уникальные для белорусского рынка быстросохнущие материалы, а также внесезонные фасадные краски, с которыми можно работать при температуре до минус 20 градусов.
– Это мало или много?
– Судите сами: минимальная температура для водных красок – плюс 10 градусов. Именно поэтому многие строительные организации, использующие водные краски, затягивают сроки сдачи объектов. В целом качество продукции «МАВ» таково, что составить ей конкуренцию другие белорусские марки не могут. А по сравнению с ценами зарубежных поставщиков наши цены ниже в разы (при аналогичном качестве). Клиентская база «МАВ» закономерно растет – но этот рост породил неожиданные проблемы. В частности, стало очевидно, что анализировать клиентскую базу прежними методами стало уже невозможно. Наш IT-партнер – компания «Топ Софт», чью комплексную информационную систему «Галактика ERP» мы используем уже много лет. Знакомство с новой системой поддержки принятия управленческих решений «Галактика Business Intelligence» показало, что в ней содержатся именно те аналитические инструменты, которые потребовались нашему предприятию на нынешнем этапе развития.
– В чем особенности этого этапа?
– Производственные мощности предприятия развились настолько, что позволяют выпускать в разы больше продукции, чем сегодня. Поэтому мы активно ищем новые рынки сбыта. Например, недавно участвовали в крупнейшей выставке в Казахстане. На осень намечаем первую поставку в эту страну. Осваиваем новые рынки в России: сейчас пошли в казанский регион. Активно работаем в Литве, Украине. Не забываем и о белорусском рынке, где у нас также есть достижения: например, уже порядка 60% деревообрабатывающих предприятий РБ работают с нашими материалами. Но одновременно встает ряд непростых вопросов. Например: как сохранить контроль над ситуацией по платежам? Большие дебиторские задолженности, постоянные отсрочки платежей – основная проблема работы на белорусском рынке и в ближнем зарубежье. Договоров заключается так много, что контролировать выполнение их сроков и условий менеджерам становится не под силу. Мы рассчитываем, что система «Галактика BI» позволит оперативно выявлять контрагентов, которые наносят наибольший урон предприятию, затягивая выплату задолженностей. Естественно, отношения с ними будут тут же корректироваться. И наоборот: мы сможем выделить из общего числа предприятия, работающие по предоплате, и просчитать для них эффективную систему преференций. И это лишь один аналитический срез. Нас также интересует возможности abc- и xyz-анализа, позволяющие концентрировать внимание на тех 20 процентах товарных групп, партнеров, клиентов, регионов и т.д., которые в конечном счете приносят 80 прибыли. Еще одна важная для нас проблема связана с тем, что главное условие, которое выставляют на тендерах госпредприятия, закупающие краску – это стоимость поставки товара. В связи с ростом цен на энергоносители этот критерий у госпредприятий вообще стал единственным (для частных компаний и розничных магазинов, а также, разумеется, конечных потребителей на первом месте все-таки стоит качество). Поэтому для нас очень важно правильно рассчитать уровень цен, ниже которого участие в тендере становится бессмысленным. В этом мы также рассчитываем на «Галактику BI».
– Как в связи с ростом клиентской базы вы перестраиваете свою систему логистики?
– Мы не собираемся отступать от своего правила, согласно которому заказ любого объема выполняется не более 1–2 дней. «МАВ» работает на клиентов, а не на склад. В то же время мы все чаще сталкиваемся с тем, что к нам без предупреждения приезжают издалека покупатели, рассчитывающие получить товар прямо на предприятии. Поэтому сейчас мы создаем на предприятии новый склад, на котором будем держать минимальное количество продукции для выполнения срочных заказов. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы видеть в реальном времени ситуацию со сбытом краски, прогнозировать необходимые складские остатки, особенно на региональных складах в Витебске и Гомеле. Средства, размороженные на складе, пригодятся для развития производства и проведения маркетинговых компаний. Кроме того, чтобы обеспечить своевременную доставку продукции клиентам, мы постоянно расширяем свой транспортный парк. А это повышает требования к уровню планирования рейсов, расчетов затрат, анализа эффективности логистических схем.
– Вы знакомились с работой системы «Галактика BI». Можно услышать ваши личные впечатления?
– Высокая скорость работы, высокое качество визуализации данных. Для нас важны оба параметра. Сегодня некоторые расчеты занимают у менеджера полный рабочий день. BI-система сократит это время в разы, освободит менеджеров от рутинной работы (а каждый час нашего специалиста стоит очень дорого) и позволит им сосредоточиться на бизнес-анализе, планировании, подготовке решений. Что касается визуализации, то она строится в системе «Галактика BI» на базе общедоступных средств MS Excel, реализована очень качественно и позволяет с одного взгляда понять отраженные на диаграммах и графиках тенденции. В заключение напомню, что в Китае каждые 20 минут открывается новое производство. Мы видели, что произойдет с белорусским рынком через год-два, во время поездки в Казахстан, чей рынок лакокраски уже переполнен китайской продукцией. Нужно готовиться во всеоружии встретить нашествие китайских товаров. Кто этого вовремя не сделает, станет банкротом.
Мнения специалистов
Начальник отдела сбыта УП «МАВ» Виталий Полещук:
– Система «Галактика ERP» помогает составлять дебиторскую задолженность, отслеживать платежи, решать много других задач. Например, система сильно упростила нам жизнь, обеспечив резервирование на складе. Теперь исключены ситуации, когда клиент приезжает на склад – а товар уже забрал другой покупатель. В сезон активных продаж система «Галактика ERP» помогает в кратчайшие сроки, за 1–2 дня, выполнять индивидуальные заказы клиентов на таком уровне, чтобы ни один из заказчиков не ушел к конкурентам. В целом благодаря системе улучшается управление бизнес-процессами на предприятии, что способствует росту производства.
Инженер-программист УП «МАВ» Владимир Возап:
– Еще в 1998 году наше предприятие приобрело версию системы «Галактика», на тот момент разработанную под операционную систему DOS. С тех пор в связи с быстрым ростом производства мы постоянно внедряем новые версии системы, создаем новые автоматизированные рабочие места. С 2000 года техническую поддержку информационной системы управления на предприятии осуществляет дилер компании «Топ Софт» – расположенная в Дзержинске фирма «Навигатор-плюс». Благодаря этому специалисты УП «МАВ» могут в любой момент получить необходимые консультации прямо на своих рабочих местах.
Опубликовано в «Белгазете» 28.05.2007.