Для любого минчанина если не само название ЗАО «Мебель, стройматериалы», то входящие в ее сеть магазины – традиционно самые узнаваемые торговые точки, с которых обычно начинается (а зачастую – ими и заканчивается) знакомство с товарами для обустройства дома, офиса, строительства дачи, коттеджа и т. п..
Напомним, что хорошо известный минчанам «Дом мебели» возле Комаровского рынка был одним из крупнейших мебельных магазинов СССР. А с создания в середине 1970-х мебельного магазина по ул. Казинца, 6а, по сути, началась цивилизованная торговля строительными материалами в Советском Союзе. До этого легально купить стройматериалы в СССР было практически невозможно, и люди при строительстве тех же дач выкручивались кто как мог: использовали отходы тары, деревенские дома под снос и т.п.. Магазин «Стройматериалы» по улице Казинца создавался в качестве эксперимента, который, к счастью, был признан удачным – и его опыт потом многие годы распространялся по всей стране.
Сохраняя традиции, почитая и материально поддерживая ветеранов, нынешняя бизнес-команда делает ставку на современные методы торговли, управления финансами, маркетингом, логистикой, персоналом, взаимоотношениями с клиентами.
Сегодня в планах руководства ЗАО – внедрение самых современных технологий работы с бизнес-информацией, которые пока что практически не используются в Беларуси.
О сегодняшнем дне и планах ЗАО «Мебель, стройматериалы» рассказывает его генеральный директор Владимир Янковский.
– Владимир Михайлович, что сейчас происходит на рынках мебели и стройматериалов – стабилизация, рост?
– Безусловно, рост. Который для нашего предприятия вообще стал рекордным: за минувший год объем товарооборота нашей сети, в которую входит семь крупных столичных магазинов, составил 141,8%.
Как показывают опросы покупателей, их привлекает у нас широкий выбор товаров, гарантированное качество, долгосрочное сервисное обслуживание и разумные цены. Прямые контакты с поставщиками позволяют проводить сбалансированную ценовую политику. Более того, мы сполна пользуемся своими сильными позициями на рынке, чтобы влиять на цены в интересах своих покупателей.
Например, когда другие продавцы просили за 50-килограммовую упаковку цемента от 16 до 25 тысяч рублей, мы установили стоимость 9 тысяч рублей, чем способствовали выравниванию цен. К слову, в прошлом году мы несколько раз полностью выбирали предоставляемые горисполкомом фонды на цемент и в итоге реализовали 12 000 тонн – 200 железнодорожных вагонов! – тем самым сняв наметившийся в Минске дефицит этого ходового сегодня стройматериала. Чем мы без ложной скромности гордимся…
О темпах роста я уже сказал, а в денежном выражении товарооборот 2006 года составил 47,5 млрд рублей. 93% нашего ассортимента занимают отечественные товары, за которые мы всегда рассчитываемся с поставщиками вовремя либо с опережением.
Так что можете себе представить, сколь мощный стимул дает наша работа развитию белорусских производителей. Наверное, кто-то из них поправил с нашей помощью свое финансовое состояние, а кто-то – шагнул вперед. Я уже не говорю о значительных поступлениях, которые получает бюджет. Естественно, немалые деньги остаются в распоряжении предприятия. Львиную их долю мы тратим на развитие.
– Каким направлениям инвестирования вы отдаете предпочтение?
– Прежде всего – в реконструкцию объектов и закупку современного торгового оборудования, а также в информационные технологии.
Мы подошли к созданию единого информационного пространства нашей торговой сети основательно: закупаем в больших количествах компьютерную технику, внедряем комплексную автоматизированную систему управления предприятием «Галактика ERP», обучаем специалистов – потому что неопытный пользователь в лучшем случае сводит к нулю вложения в IT. Внедрение уже завершено в магазине № 2 (пр. Партизанский, 72), магазине № 5 (ул. К. Либкнехта, 92), на базе «Мебель» (ул. Промышленная, 25). В других – продолжается или стоит в плане. Но отдачу от затрат на автоматизацию мы почувствовали уже сегодня.
– В чем конкретно заключается эта отдача?
– Один из важнейших факторов качественного обслуживания клиентов – фактор времени. Если клиенту приходится слишком долго ждать ответов на свои вопросы у продавцов-консультантов, сотрудников бухгалтерии, транспортного подразделения и т.д. – то это потерянный клиент: он уходит в другой магазин.
И тут получается парадокс: чем больше наши успехи, выше оборот – тем значительнее объемы товаропроводящей документации, дольше задержки клиента на пути к покупке. Система «Галактика ERP» позволила в два–три раза ускорить этот процесс, что сразу оценили наши клиенты – физические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия, бюджетные организации.
Кроме того, более чем в два раза сократилось время проведения переучета. Раньше он занимал неделю. Убытки, которые мы несли при этом, казались нам неизбежными. Сегодня, благодаря «Галактике ERP» и встроенным в нее алгоритмам контроля за движением товаров, на переучет уходит не больше двух с половиной – трех дней. К тому же больше шансов, что за это время покупатель не найдет необходимый товар у конкурентов или вообще не изменит свои потребительские планы.
Также «Галактика ERP» помогает нам оптимизировать важные для нас бизнес-процессы. В частности, выдачу потребительских кредитов. В момент снижения активности продаж мы всегда используем систему кредитования. Причем придаем этому инструменту очень большое значение: не случайно объем беспроцентных кредитов, которые мы выдаем покупателям за счет собственных оборотных средств, превышает объем наших продаж по кредитам банков. Например, в прошлом году по нашим собственным кредитам в сети «Мебель, стройматериалы» было продано товаров на 1,752 млрд рублей, по кредитам банков – на 1,294 млрд рублей.
К слову, в кредитовании как в способе «быстрых продаж» сегодня объективно заинтересованы и производители, наиболее «продвинутые» из которых охотно предоставляют свою мебель в качестве товарного обеспечения кредита. Ну, а «Галактика ERP» помогает оптимизировать этот процесс, делая его максимально простым для покупателей, прозрачным и контролируемым для продавцов и производителей.
– Помогает ли «Галактика ERP» лично вам принимать управленческие решения? И если да – насколько часто вы пользуетесь ее данными?
– Постоянно. А как же иначе? Во-первых, система позволяет контролировать ситуацию на предприятии в реальном времени, например, отражая наличие товара и остатков на складах. Во-вторых, ее отчеты, отражающие различные срезы деятельности предприятия, его динамику, очень красноречивы и аналитичны: взглянул на график или диаграмму, и сразу становится понятно, где мы находимся и куда должны двигаться.
– Какие планы вы связываете сегодня с системой «Галактика ERP»?
– Мы не собираемся останавливаться на создании комплексной информационной системы, объединяющей все магазины нашей сети. С помощью компании «Топ Софт» планируем поднять автоматизацию на более высокий уровень, объединяющий целый ряд предприятий отрасли.
Я уже обменялся мнениями с директорами ведущих производителей мебели. Мы пришли к выводу: нужно расширить сотрудничество, открыв друг для друга базы данных своих предприятий. Это будет выгодно всем: наши менеджеры смогут самостоятельно или вместе с покупателями выбирать товары прямо на складах производителей. Либо заказывать им производство и контролировать ход выполнения заказа на всех этапах: от закупки материалов и комплектующих для выпуска данного изделия – до поставки в наши магазины и базу.
Производители также смогут знакомиться с заявками и отзывами наших клиентов, оперативно их выполнять, изучать спрос, корректировать свою производственную программу, модельный ряд, требования к качеству.
Подобные информационные системы отраслевого уровня строятся на базе так называемой сервис-ориентированной архитектуры, веб-сервисов. Сегодня они все активнее берутся на вооружение западными и российскими компаниями. Я рад, что наш партнер компания «Топ Софт» – один из первых отечественных разработчиков, освоивших сервис-ориентированную архитектуру и создавших мощную линейку программных продуктов на ее основе. Мы не стали дожидаться, пока эта технология получит широкое распространение в Беларуси, а приступаем к ее внедрению в ближайшее время. Потому что в конечном счете «сквозной» учет, пронизывающий целую отрасль, выгоден покупателям.
Мнения пользователей
Людмила Горяева, заместитель генерального директора ЗАО «Мебель, стройматериалы»:
– Благодаря внедрению системы «Галактика ERP» в 2–3 раза ускорились выдача отпускных документов, оприходование товара, оплата по наличному и безналичному расчету и т.д.. Если раньше на весь процесс каждому клиенту приходилось тратить полчаса, то сейчас – всего 10–15 минут. Кроме того, система позволяет оперативно контролировать количество остатков на складах и в торговом зале. Например, в любое время можно уточнить, каким количеством мебели разных производителей мы располагаем в данный момент – и на какую сумму.
Татьяна Шкет, главный бухгалтер ЗАО «Мебель, стройматериалы»:
– Приняв решение о комплексной автоматизации бизнес-процессов, мы изучили множество программных продуктов. Остановились на «Галактике ERP»: это система, в которой есть практически все, что может понадобиться современному предприятию. Естественно, у каждого предприятия есть какая-то своя уникальная специфика. И тут нужно отдать должное специалистам компании «Топ Софт»: в ходе внедрения системы вопросы ее адаптации к потребностям нашего предприятия, обучения специалистов решались очень быстро. И сейчас мы связываем с этой системой свое будущее.
Опубликовано в «Белгазете» 22.01.2007.