Перед любой компанией сегодня стоит выбор: а) ограничиться оптимизацией издержек, б) вообще заморозить свою бизнес-активность и в) использовать время кризиса для роста и завоевания рынков. Многие эксперты настоятельно советуют идти по третьему пути: ведь даже в проблемные времена спрос не исчезает совсем – просто покупатели становятся более разборчивыми, выбирая лучшее по качеству и, одновременно, оптимальное по цене.
Одно из немногих отечественных предприятий, которому удается расти в условиях экономического кризиса – УП «Белкоммунмаш». Во многом этому помогают информационные технологии.
Темпы развития «Белкоммунмаша», кажется, совсем не зависят от экономической «погоды». Еще года три назад это предприятие выпускало порядка 130 троллейбусов в год, сегодня – до 60 машин в месяц. Результат минувшего года (422 троллейбуса и восьмикратный рост экспорта) сделал «Белкоммунмаш» крупнейшим производителем Европы. На 2009 год запланирован выпуск не менее 510 троллейбусов, причем, эти планы уже в начале года были полностью подкреплены пакетом заказов.
Не меньше впечатляют инновационные проекты предприятия. Будучи до 1995 года ремонтным предприятием, сегодня «Белкоммунмаш» самостоятельно разрабатывает и выпускает самую современную технику для городских магистралей и концепты завтрашнего дня, отличающиеся передовым дизайном и уникальными техническими ноу-хау.
Это, например, троллейбус четвертого поколения «Витовт»: просторный низкопольный салон, двери с выдвигающимся пандусом для пассажиров-инвалидов, электронная система самодиагностики и кондиционирования, защита пассажиров от поражения электротоком, сокращение энергопотребления на 50% плюс автономный источник питания, позволяющий троллейбусу самостоятельно проехать до двух километров при отключении внешнего электропитания и т.д.
Другой пример, вызвавший фурор у специалистов – скоростной бесшумный модульный трамвай (скорость – 120 км/ч, сокращение энергопотребления на 45% и эксплуатационных расходов на 80%), способный эффективно совмещать функции легкого метро и легкого скоростного трамвая для связи мегаполиса с городами-спутниками.
Но всего этого белорусским производителям уже мало. «Белкоммунмаш» в буквальном смысле строит на мировом рынке новую нишу, начав позиционировать себя в качестве компании, способной проектировать и создавать комплексные городские транспортные системы под ключ. Первый такой проект планируется реализовать в Смоленске: здесь «Белкоммунмаш» займется модернизацией трамвайного и троллейбусного полотна и поставит городу необходимое количество техники. Еще более масштабные и многоплановые проекты прорабатываются с мэриями ряда российских и западных городов.
Не правда ли – достаточно весомая заявка на то, чтобы со временем «Белкоммунмаш» стал восприниматься в мире как одна из визитных карточек Беларуси. Каковыми, например, стали для Японии «Тойота» и «Сони», для Финляндии – «Нокиа», для «Швеции» – «Эриксон» и «Икеа». О том, какие усилия стоят за ростом предприятия, мы попросили рассказать его генерального директора Владимира Короля.
– Часто приходится слышать: мол, белорусы уже научились производить, осталось нам научиться торговать, – говорит Владимир Михайлович. – В корне с этим не согласен: нельзя ставить телегу впереди лошади. Нужно браться за производство продукции, только когда вам заранее известно, что ее обязательно купят на рынке. Большинство белорусских предприятий пока не научилось выпускать продукцию, которую будет легко продавать. Потому-то за рубежом и не покупают белорусское. Необходимо ежечасно следить за изменениями на рынке – тогда вы будете знать, что производить, гибко приспосабливать производство к новым потребностям рынка. Один из инструментов, помогающих нам анализировать внешнюю среду и правильно организовывать производство – автоматизированная система управления предприятием «Галактика ERP». Эта система – наши глаза и уши, позволяющие вести ежесекундный учет и оперативно реагировать на события. А в более широком смысле «Галактика ERP» – один из инструментов внедряемой на «Белкоммунмаше» концепции бережливого производства Lean.
– Владимир Михайлович, почему вы выбрали эту концепцию в качестве системы менеджмента вашего предприятия?
– Как известно, идеи бережливого производства и управления качеством позволили послевоенной Японии не только подняться с колен, но и стать одним из технологических лидеров мира. Я считаю, эти идеи могут быть адаптированы к белорусским реалиям и помогут отечественным предприятиям реализовать свой инновационный потенциал, занять достойное место на мировом рынке. В двух словах суть системы Lean заключается в минимизации затрат и сроков создания продукции, высоком качестве товара при его минимальной стоимости, гарантированных поставках клиентам.
Задачи, вроде бы, простые – но за ними стоит колоссальная работа. Прежде всего, нужно заставить все подразделения эффективно взаимодействовать. Это как в футболе: есть открытая, искренняя игра – и есть «стоячий футбол», когда каждый игрок рассчитывает, что за него «сделают результат» остальные…
Именно поэтому мы проводим полномасштабную автоматизацию предприятия, не ограничивая ее бухгалтерией и складским хозяйством. В единое информационное пространство нашего предприятия попадают все службы, подразделения и цеха, включая заводские заведения общепита: я, как генеральный директор, обязан владеть полной картиной движения всех ресурсов. Вряд ли вы найдете сегодня в Беларуси промышленное предприятие с таким же плотным охватом автоматизацией максимально возможного количества рабочих мест.
– Что дает тотальная автоматизация «Белкоммунмашу»?
– Прежде всего она дисциплинирует весь завод и сплачивает работников в единую команду. Благодаря «Галактике ERP» любой сбой на любом участке сразу становится известен – и по нему принимаются меры.
Люди начинают понимать, что теперь нет сотрудников, чьи ошибки останутся не замеченными, чья работа не важна для общего результата. Любой сбой сразу отдается по всей цепочке, а его виновник становится известен руководству и коллегам: «Галактика ERP» точно укажет, кто изготовил бракованное изделие, допустил перерасход материалов и комплектующих, нарушил график работы и т.д. Система также позволяет выстроить эффективные договорные отношения с поставщиками комплектующих и материалов, а также покупателями нашей продукции.
Я уже получаю плоды от автоматизации, позволяющей осуществлять стратегическое планирование, руководство и контроль, основываясь на объективных данных. Добиваться тех же результатов, управляя предприятием в «ручном режиме», на интуиции, с закрытыми глазами и ушами – невозможно.
– Как повлиял на ваше предприятие мировой кризис?
– У нас создан эффективный антикризисный механизм, который находится под моим жестким контролем. Система «Галактика ERP» – его составная часть: мы не даром в течение минувшего года спешили с внедрением этой системы, понимая, что на рынке грядут тяжелые времена. Жизнеспособность этого механизма доказала практика: наши конкуренты в ближнем и дальнем зарубежье сейчас переживают спад, в то время как «Белкоммунмаш» по-прежнему находится в состоянии роста. В минувшем году наше предприятие стало крупнейшим производителем Европы (вскоре будут известны и данные мирового рейтинга). Полон портфель заказов и на нынешний год.
Для нас кризис был несколько лет назад, когда объемы производства уступали нынешним на порядок. Пришлось мобилизовать все ресурсы, работать с двойной-тройной нагрузкой, глубоко изучать потребности рынка. Зато сегодня мы пожинаем плоды: «Белкоммунмаш» востребован даже в условиях глобального мирового кризиса. Причина: мы работаем качественнее, дисциплинированнее, чем наши конкуренты, более гибко реагируем на потребности клиентов, более оперативно учимся на своих ошибках.
По большому счету, «Белкоммунмаш» сегодня становится законодателем мод на рынке электротранспорта: конкуренты внимательно следят за нашими технологическими новинками и пытаются повторить их у себя. И, как показывает объективный анализ, «Белкоммунмашу» по силам выполнить задачу, поставленную Президентом РБ во время январского посещения нашего предприятия: удвоить объем производства в ближайшие два года. Реализация этой задачи не только позволит нам уйти в глубокий отрыв от ближайших конкурентов, но и превратит Беларусь в один из ведущих мировых центров по разработке и производству электрорельсового транспорта. А в дальнейшем – и в центр комплексной поставки инфраструктуры транспортных перевозок для целых городов: наши специалисты уже работают над перспективными и масштабными проектами такого рода.
Об особенностях проекта автоматизации системы управления «Белкоммунмаша» мы попросили рассказать руководителя проекта, ведущего эксперта-консультанта компании «Топ Софт» Владимира Марченко.
– До начала сотрудничества с компанией «Топ Софт» «Белкоммунмаш» использовал учетные программы во многих службах, – рассказывает Владимир Федорович. – Однако они обладали ограниченным функционалом и работали разрозненно, что нередко приводило к дублированию данных. Разработчики давно покинули предприятие, развитие и адаптация программ к новым задачам прекратились. Возглавив «Белкоммунмаш», генеральный директор Владимир Король пришел к выводу, что существовавшая на тот момент информационная система не способна обеспечить эффективную поддержку управленческих решений – и поставил задачу комплексной автоматизации предприятия.
Опираясь на твердую волю и организационную поддержку гендиректора, команда консультантов компании «Топ Софт» проделала за минувший год огромный объем работы и помогла решить целый ряд важных для предприятия задач. Например, в связи с ростом объемов производства «Белкоммунмаш» сегодня заказывает выпуск многих комплектующих на стороне – тем самым, кстати, поддерживая около полусотни белорусских предприятий. Проблема, однако, заключалась в том, что в прежней программе было невозможно четко отделить изделия, выпушенные в собственных цехах «Белкоммунмаша» от продукции смежников. Зачастую возникало дублирование информации, приводившее к ненужным производственным затратам. Система «Галактика ERP» позволила исключить из цеховых планов продукцию, заказанную предприятиям-смежникам.
Одновременно служба снабжения «Белкоммунмаша» получила четкую картину реальных потребностей завода в закупках. Причем, если раньше на подготовку отчета уходило две недели работы двадцати сотрудников отдела снабжения (шутка ли: каждый троллейбус состоит из 5000 деталей) – то теперь система выдает всю необходимую информацию по нажатию одной кнопки.
Также в ходе внедрения системы были удалены лишние звенья в документообороте предприятия. Например, изменение процедуры оприходования комплектующих избавило производство от вынужденных задержек.
В целом руководство предприятия получило мощные инструменты финансового анализа, производственного планирования, управления заказами и т.д.. Так, если прежняя система учета допускала один уровень аналитики по ограниченному кругу показателей, то «Галактика ERP» – это многоуровневая аналитика в любых необходимых разрезах. Что позволило, например, наладить ежедневный контроль дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе договоров: раньше бухгалтерии приходилось, что называется, держать в голове, когда наступает время платежа по тому или иному договору.
Также, благодаря автоматизации планирования производства с учетом межзаводской кооперации, цеха теперь не могут взять со склада ни одной гайки или банки краски, так сказать, про запас – сверх того, что необходимо для выпуска троллейбуса. А цеховые экономисты избавлены от необходимости оценивать производственные затраты «на глазок»: система рассчитывает точную фактическую себестоимость производства на основе реальных затрат.
Из множества подобных реальных изменений и складывается система бережливого производства, которая позволяет «Белкоммунмашу» расти и строить амбициозные планы, когда многие вокруг думают только о выживании.
Опубликовано в «Белгазете» 09.03.2009.