Для отечественных обувщиков первые постперестроечные годы были не легкими. Пришлось принимать не простые решения. В частности, в 1996 году минское акционерное общество «Луч», которое в советские годы выпускало каждую десятую пару обуви в СССР, было решено разделить на пять компактных предприятий: по отдельности легче договариваться с зарубежными инвесторами и партнерами, искать свою уникальную нишу, заниматься техническим перевооружением, приспосабливаться к динамичным изменениям рынка.
За минувшие десять лет новым предприятиям удалось встать на ноги и составить заметную конкуренцию зарубежным компаниям. О ситуации в отрасли и факторах, способствующих повышению конкурентоспособности отечественных обувщиков мы попросили рассказать Наталью Попову, директора компании «Сивельга», известного белорусского производителя обуви.
– Ситуация, прямо скажем, непростая, – говорит Наталья Глебовна. – Предприятия концерна «Беллегпром» выпускают сейчас порядка 10 млн пар обуви в год. А население Беларуси, согласно маркетинговым исследованиям, покупает как минимум 30–35 млн пар. Так что две трети белорусского рынка обуви пока остаются в руках зарубежных производителей, в первую очередь – поставщиков дешевой продукции из Китая и других стран Юго-Восточной Азии, огромное количество которой поступает в нашу страну по «белым» и «серым» каналам.
Наверное, последние годы – самые сложные: китайские производители стали действовать более агрессивно. В своей массе они несколько улучшили качество своих товаров, но при этом ради завоевания рынков нередко предлагают их практически за бесценок. Это не только белорусская проблема. От китайской экспансии сегодня страдают производители всех европейских стран в ключевых отраслях: обувь, одежда, текстильные изделия, бытовая электроника, персональные компьютеры, легковые автомобили и др.
В этой сложной ситуации нам удалось найти свою нишу на рынке, стабилизировать производство, обеспечить его рост, создать условия расширения своего присутствия на рынке.
– Какие шаги к этому привели?
– Мы сделали ставку на создание высокоэффективного производства. К сожалению, в ходе реструктуризации ОАО «Луч» нашему предприятию досталось в основном морально и физически устаревшее оборудование. Поэтому с первых дней работы «Сивельги» мы вкладывали в перевооружение буквально каждую сэкономленную копейку.
Модернизация не стала одномоментной и всеобъемлющей – зато она проводится последовательно: каждый год в рамках плана технического перевооружения мы закупаем оборудование известных производителей для различных производственных участков. Этот процесс еще не завершен, однако уже пройденные этапы позволили повысить уровень производства.
Одновременно мы сделали ставку на использование современных качественных материалов с высокими потребительскими свойствами по доступной для белорусского потребителя цене, а также развитые компьютерные средства моделирования обуви.
Сегодня около 87% продукции «Сивельги» – модельная обувь, а процент брака среди наших изделий, по отзывам торговых организаций, существенно ниже, чем у большинства зарубежных поставщиков. Мы приступили к созданию сети крупных оптовых покупателей и внедрению системы менеджмента качества по международным стандартам ISO 9000.
Как видите, проектов много, поэтому центральное место в стратегии построения высокоэффективного обувного производства занимает совершенствование системы управления.
На сегодняшний день управленческий персонал составляет 11% от общей численности предприятия. Эффективная работа менеджеров, как известно, уже невозможна без современных информационных технологий. В качестве платформы для комплексной автоматизации, которую поэтапно осуществляем с 2000 года, мы выбрали систему управления предприятием «Галактика ERP».
– Почему?
– Мы рассматривали несколько вариантов, но в итоге убедились, что в «Галактике ERP» наилучшим образом реализовано управление материальными и нематериальными активами. Этот IT-проект начался с обучения всех специалистов, которым предстояло работать с системой, в Учебном центре компании «Топ Софт».
Без этого наши инвестиции в автоматизацию не принесли бы эффекта: хотя система «Галактика ERP», по отзывам многих специалистов, удобна и прозрачна в работе, но до знакомства с ней многие работники имели мало практики работы за ПК, а некоторые – впервые столкнулись с компьютером только в зрелом возрасте. Зато сегодня это уже опытные пользователи.
Конечно, внедрение корпоративной информационной системы – процесс не простой: у любой отрасли, любого предприятия есть свои специфические особенности. Однако нам удалось их учесть в сотрудничестве со специалистами «Топ Софта».
– Какие конкурентные преимущества дает система «Галактика ERP» вашему предприятию?
– Прежде всего – выигрыш во времени, который на нашем динамичном рынке легко конвертируется в дополнительную экономию ресурсов и прибыль. Система «Галактика ERP» помогает специалистам различных служб принимать оперативные взвешенные решения.
Например, информация из системы полезна при анализе дебиторской и кредиторской задолженности, оценке платежеспособности конкретных клиентов. «Галактика ERP» – это эффективный контроль за отгрузкой продукции по каждому покупателю. Это возможность дать потенциальному клиенту быстрый ответ о наличии на складе обуви определенной модели, цвета, сорта и т.п. Это четкое управление огромной номенклатурой комплектующих (около 13 тысяч наименований) – и соответственно, отношениями с поставщиками. Это удобные электронные платежи, осуществляемые напрямую с банком, и множество других возможностей, не все из которых мы успели реализовать.
В конечном итоге, данные из системы – это основа для принятия стратегических решений. Как директор могу сказать: с этой задачей «Галактика ERP» справляется.
Опубликовано в «Белгазете» 19.02.2007.