Какие проблемы производственных предприятий помогает решить автоматизация? Какое место на рынке занимают системы повышения эффективности производства, лучшие в своем классе? Ответы на эти и другие вопросы – в статье начальника отдела разработки АММ компании «Топ Софт» Сергея Ковалева.
Есть несколько препятствий, мешающих отечественным промышленным предприятиям повысить эффективность своего производства.
Первое препятствие – методология попериодного планирования, сохранившаяся на большинстве предприятий еще с советских времен: в течение месяца служба продаж собирает новые заказы, а запускаются они в производство с 1 числа следующего месяца. Соответственно сориентирована и система мотивации сотрудников: поощряется не столько высокая скорость реакции на требования заказчиков, сколько выполнение месячного плана. Возникающая при этом проблема не слишком заметна, если цикл производства изделия составляет 2–3 года. А если месяц-два? Тогда ваше предприятие в среднем теряет полмесяца в скорости выполнения заказов. Для многих заказчиков такая задержка неприемлема, и они уходят к вашим конкурентам вместе со своими заказами и с вашей недополученной прибылью.
Еще один типичный пример. Предприятие запланировало выпустить 15 машинокомплектов. К ноябрю выпустило 12. В этот момент заготовки на складе закончились. Выясняется, что предусмотренные на их закупку деньги уже потрачены. При этом отдел снабжения клянется, что весь необходимый объем заготовок был закуплен заранее. И действительно, как показало дальнейшее разбирательство, в течение года часть закупленных заготовок ушла в брак, а для выполнения текущих заказов производственники брали недостающие материалы из следующих партий…
Подобных ситуаций много. Конечно, конкуренция на рынке заставляет предприятия искать выход, вносить коррективы в свои планы. Но происходит это не благодаря, а вопреки действующей методологии управления – то есть ценой многочасовых производственных совещаний, дополнительных финансовых вливаний, сверхурочной работы сотрудников и т.д.
Вторым препятствием, как ни странно, нередко становится автоматизация производственных процессов – в том случае, если она жестко закрепляет устаревшую методологию управления. Чтобы обеспечить повышение эффективности производства, необходимо четко увязать задачи автоматизации со стратегическими целями предприятия. А само предприятие – должно быть готово менять свою организационную структуру, бизнес-процессы, методологию управления. Если этого нет, максимум, на что можно рассчитывать – так это на решение неких локальных задач: например, расчета плана, формирования накладных, выдачи маршрутных карт и т.д.. В какой-то степени автоматизация отдельных задач упрощает работу определенных сотрудников. Но в итоге, вложив в проект немалые деньги, предприятие-заказчик по-прежнему не имеет системы управления, позволяющей реагировать на изменения в рамках горизонта планирования. Исполнители и заказчики утешают друг друга: «Зато увеличилась прозрачность управления». Но в чем ее, эту прозрачность, измерить? В светофильтрах, что ли?
Третье препятствие заключается в противопоставлении целей проекта в целом целям повышения эффективности локальных подразделений (цехов, участков).
Какой вопрос задает директор предприятия начальнику производства в первую очередь? Скорее всего, о сроках сдачи заказа. Теперь давайте посмотрим, какие вопросы волнуют мастера конкретного производственного участка. У него есть план на начало месяца, в течение которого необходимо выпустить определенный объем продукции. Есть показатель эффективности загрузки оборудования (предположим, 1000 нормо-часов в месяц). Если эти показатели не будут выполняться, по итогам месяца премию срежут и рабочие придут к мастеру с вопросом: «Как же так, Петрович?»
Предположим, у предприятия есть 10 однотипных заказов. Для выполнения каждого из них инструментальный цех должен изготовить и отправить на сборку партию из 10 различных деталей. У мастера инструментального участка есть два сценария действий. Первый: мастер может дать указание изготовить первую деталь, затем – перенастроить станки и выпустить вторую деталь. В том же порядке изготавливаются все десять деталей первого заказа, затем – второго и т.д. Другой сценарий: мастер может распорядиться выпустить первую деталь для всех десяти заказов сразу. Затем, после перенастройки станков, изготавливается в десяти экземплярах вторая деталь и т.д. Понятно, что во втором случае потерь времени будет гораздо меньше и загрузка оборудования составит под 100 процентов. Участок выполнит все показатели и получит премию.
Но выиграет ли завод в целом? Первую половину месяца сборочный цех будет простаивать в ожидании, пока инструментальщики поставят полную номенклатуру деталей для выпуска всех десяти заказов. А за вторую половину месяца сборочный цех будет вынужден выполнить все заказы, на выполнение которых, по технологическому циклу, необходимо 30 дней. Проиграют и клиенты предприятия, которым придется ждать выполнения своего заказа полмесяца-месяц вместо двух-трех дней.
Четвертое препятствие – отсутствие концентрации на решении ключевых задач – вытекает из первых трех. Приведу пример. Предположим, на предприятии автоматизирован расчет производственной программы. Даже если в итоге удастся сократить несколько работников, это не сулит заметной отдачи в масштабах предприятия. А вот если внедренная система позволит улучшить качество анализа, планирования и управления – например, даст возможность сравнивать несколько вариантов плана, гибко маневрировать ресурсами, оперативно просчитывать себестоимость потенциальных заказов, находить неиспользованные резервы и т.д. – тогда результатом станет существенный рост прибыли предприятия.
Как решить эти проблемы?
Во-первых, необходимо изменить методологию планирования. Перейти от накопления месячных, квартальных, годовых объемов заказов – к индивидуальному управлению единичным заказом. Отказаться от номенклатурного плана цеха на месяц и т.д. в пользу постоянно, динамически обновляемого набора заданий.
Во-вторых, следующим шагом требуется закрепить новые методологические подходы с помощью автоматизированной системы управления. В частности, система должна обеспечивать контроль прохождения заказа на всех этапах (от закупки и изготовления комплектующих до сборки и поставки готовых изделий заказчику), а также давать возможность гибко менять приоритет заказов одновременно по всей производственной цепочке.
В-третьих, должна измениться система мотивации и поощрения персонала: теперь важен не номенклатурный план цеха на первое число месяца, а степень отставания участка, цеха от текущего набора заданий, связанных с графиком прохождения заказов.
И, в-четвертых, целью развития информационной системы должно быть не столько решение локальных учетных задач, сколько повышение эффективности управления предприятием в целом.
Компания «Топ Софт» как IT-консультант и разработчик бизнес-приложений имеет многолетний опыт успешного решения подобных проблем промышленных предприятий. Опираясь на этот опыт, мы разработали новый программный продукт «Галактика AMM» (Advanced Manufacturing Management – передовое, прогрессивное управление производством), который претендует на звание лучшего в своем классе решения и успешно конкурирует с именитыми западными системами.
Как известно, большинство представленных на рынке решений для управления предприятием построены на технологических платформах, созданных десять-двадцать и более лет назад, и содержат функциональные ограничения, связанные с технологиями того времени. Эти ограничения сняты в системе «Галактика AMM», которая создавалась на новейшей платформе разработки Xafari, вобравшей в себя самые передовые информационные и управленческие технологии.
Система «Галактика AMM» позволяет внедрить на предприятии передовую методологию управления. В систему встроена поддержка передовых методов управления, таких как сверхбыстрый APS-алгоритм планирования, синхронное планирование и контроль работ по всему жизненному циклу изделия, современные технологии управления проектами, управление производством как цепочками поставок (SCM), бережливое производство (Lean), теория ограничений (TOC), управление на уровне рабочих мест и единиц оборудования и т.д..
«Галактика AMM» бесшовно интегрируется с системой «Галактика ERP» и программными продуктами корпорации. В то же времени, уже есть немало прецедентов совместного применения «Галактики AMM» с приложениями других производителей ПО и самостоятельных разработок предприятий-пользователей. Ведь многие предприятия строят свою информационную системы не на базе единого решения класса ERP, а путем объединения решений, лучших в своем классе. Показательный факт: система «Галактика АММ» вышла на рынок в 2012 году, и уже в 2013 году ее продажи выросли в разы. Предприятия сегодня заинтересованы в росте своей эффективности, и решение компании «Топ Софт» позволяет этот интерес удовлетворить.