Информационные системы "Галактика"

Игорь Шатохин: «Направления развития «Топ Софта» всегда определяли наши заказчики»

Направления развития «Топ Софта» всегда определяли наши заказчики

Направления развития «Топ Софта» всегда определяли наши заказчики

Продолжаем публиковать интервью с сотрудниками «Топ Софта» к 25-летию компании.

О том, как преодолеть проблемы растущего бизнеса, размышляет бизнес-аналитик компании «Топ Софт» Игорь Шатохин.

 

– Игорь Викторович, что вам подсказывает опыт бизнес-аналитика? Благодаря каким факторам компания «Топ Софт» уже 25 лет остаются на лидирующих позициях отечественного ERP-рынка?

– Прежде всего, «Топ Софту» удалось выстроить полный производственный цикл, начиная с выяснения проблем заказчика, постановки задач, проектирования, разработки и выпуска продукта в свет – до его внедрения на предприятии, обучения пользователей и технического сопровождения.

Есть еще одна важная и сложная задача. По мере роста компании-разработчика увеличивается количество его заказчиков. Рано или поздно наступает момент, когда компания уже не успевает реагировать на запросы заказчиков. Если она в этот момент не имеет ресурсов, чтобы расширить штат, увеличить объем своих услуг – то ее бизнес «захлебывается» в потоке входящих запросов на внедрение, техническое обслуживание, разработку заказных решений и др.. А при попытке любой ценой удовлетворить как можно больше запросов – падает качество услуг. И это только ускоряет уход заказчиков к конкурентам. Многие начинающие компании так и не смогли пройти подобное «бутылочное горлышко».

– За счет чего это удалось «Топ Софту»?

– Благодаря гибкому, продуманному управлению ресурсами – финансовыми и человеческими. С одной стороны, компания год за годом, даже в кризисные периоды, вкладывает в разработку новых продуктов не менее 20% своих доходов. С другой стороны, «Топ Софт» изначально нацеливался на постоянный рост, много вкладывал и продолжает вкладывать в обучение молодых специалистов с нуля, в поддержку их профессионального роста. А если необходимо привлечь со стороны специалиста, обладающего уникальными компетенциями – нам есть чем его заинтересовать.

Разумеется, проблема несоответствия внутренних ресурсов компании и изменившегося спроса – характерна не только для начинающих компаний. «Топ Софт» не раз с ней сталкивался по мере своего роста – и успешно решал.

– Какие основные этапы роста компания прошла в своем развитии?

– На старте, в 1990-е годы, компания чувствовала себя достаточно комфортно: рынок не был насыщен игроками и программными продуктами. Но, несмотря на относительно невысокий уровень конкуренции, «Топ Софт» и в то время старался создавать качественные продукты. В определенном смысле, эти продукты стали отечественным стандартом автоматизации бухгалтерии, смежных служб-поставщиков информации для ведения бухгалтерского учета, для решения таких специфических задач как управление платежами, договорами, кадрами и т.д.. И, в конечном счете, для комплексной автоматизации предприятия.

Пожалуй, эта взятая в самом начале высокая планка помогла компании сохранить темпы развития на следующих этапах. Например, в начале 2000-х годов – когда наступило определенное насыщение рынка. Функциональные возможности ведущих программных продуктов выровнялись, поэтому для предприятий-пользователей на первый план вышло качество услуг – по технической поддержке решения, поддержке изменений в законодательстве, скорости устранения программных ошибок и др.

Параллельно компания поддерживает на должном уровне обновление версий уже существующих программных продуктов, ищет новые отраслевые и функциональные ниши, развивает передовую платформу разработки Xafari.

– На каком этапе компания находится сейчас?

– Этот этап, по моим ощущениям, начался примерно в 2007–2008 годах. Мы тогда с коллегами обратили внимание, что все больше заказчиков ждет от нас не только столько услуг по автоматизации управления, но и помощи в реорганизации и оптимизации бизнес-процессов на предприятии. Все больше предприятий осознает, что IT-решения приносят наибольшую отдачу, когда сопровождаются оптимизацией организационной структуры, избавлением от дублирующих, затратных бизнес-процессов, включением в цепочку таких процессов, которые ведут к повышению прибыли и снижению издержек. Выросли и требования предприятий к скорости обработки информации. Если раньше ежемесячная сдача бухгалтерской отчетности всех устраивала, то сегодня для эффективного управления производством необходимо получение оперативных данных как минимум раз в сутки или раз в смену. Растет интерес заказчиков и к интеграции информационных систем с технологическим оборудованием, чтобы информация с датчиков о ходе выпуска продукции поступала в систему в реальном времени.

К концу «нулевых» годов корпорация «Галактика» начала выводить на рынок линейку автоматизированных систем нового поколения, разработанных на платформе Xafari. Это такие решения как программный комплекс для автоматизации управления производством «Галактика AMM», система «Галактика Управление активами» и др. Они предлагают новые стандарты автоматизации определенных бизнес-задач, будь то эффективное управление производством, ремонтами и т.д. А интеграционное решение «сервисная шина предприятия» (англ. Enterprise Service Bus или ESB) обеспечивает автоматический информационный обмен между различными системами, независимо от того, кто является их разработчиками.

Новые решения продвигаются в комплексе с консалтинговыми услугами, в которых заинтересованы пользователи. К примеру, перед внедрением системы «Галактика AMM» наши специалисты выясняют проблемные точки, мешающие эффективной работе производства, проводят реинжиниринг производственных процессов, обеспечивают такую проработку IT-проекта, чтобы внедрение информационной системы прошло в максимально короткие сроки и принесло быструю отдачу предприятию-заказчику.

Другая важная особенность новых продуктов – их открытость. И это, кстати, еще один способ разрешить периодически возникающее противоречие между растущим спросом – и нашими возможностями его удовлетворять. Поясню, что имеется в виду под открытостью. Программные продукты предыдущих поколений мы разрабатывали сами. Нашим партнерам оставалось только их внедрять, ограничиваясь небольшими доработками, о которых просил заказчик. Новые продукты «Топ Софта» – открыты для сторонних разработчиков, наших IT-партнеров и служб АСУ предприятий-заказчиков. Поэтому их развивает не только департамент разработки корпорации – но и целая сетевая структура центров компетенции.

А это позволяет ускоренными темпами наращивать функциональные возможности решений и удовлетворять растущие потребности предприятий-пользователей.

По большому счету, направления развития «Топ Софта» всегда определяли наши заказчики, их потребности роста.