23 июня с.г. в отеле «Ренессанс Минск» состоялся семинар для клиентов компании «Топ Софт»: «Электронные счета-фактуры и деноминация 2016 года». Обе эти темы вызвали беспрецедентный интерес пользователей системы «Галактика ERP»: для участия в семинаре собралось более четырехсот представителей отечественных предприятий из всех регионов Беларуси.
Как известно, с 1 июля с.г. электронные счета-фактуры становятся обязательным документом для всех плательщиков НДС в Республике Беларусь. Еще в феврале с.г. компания «Топ Софт» одной из первых в Беларуси начала разработку и тестирование своего решения, позволяющего ее программным продуктам взаимодействовать с Порталом электронных счетов-фактур (www.vat.gov.by) Министерства по налогам и сборам РБ.
Также «Топ Софт» в числе первых собрал своих пользователей, чтобы обсудить необходимые шаги, ход внедрения и сложности при освоении этой технологии. Эти факты отметил в своем выступлении на семинаре Антон Кунцевич, руководитель проекта «АИС «Учет счетов-фактур» компании «Белорусские облачные технологии».
Антон Кунцевич подробно рассказал о возможностях, особенностях использования и способах преодоления возникающих проблем при использовании Портала электронных счетов-фактур. В конечном итоге, все усилия многократно окупятся. По мнению докладчика, новая система дает пользователям целый ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет главному бухгалтеру выявить возможные ошибки перед подачей декларации, запуская камеральную проверку всей своей деятельности за отчетный период. Во-вторых, получив декларацию, налоговый инспектор также запускает камеральный контроль и сообщает бухгалтеру обо всех выявленных отклонениях. Предприятие сможет оперативно устранить нарушения, не дожидаясь штрафных санкций. Более того, уйдет в прошлое ситуация, когда предприятиям по результатам налоговой проверки приходилось платить пеню за несколько лет с момента нарушения. Кроме того, система сэкономит предприятиям время, которое раньше терялось при пересылке бумажных счетов-фактур, а также позволит наладить мониторинг сделок с контрагентами.
Эксперт «Топ Софта Евгений Моручок в деталях познакомил слушателей с новыми функциями системы «Галактика ERP»: от создания документа «Электронный счет-фактура», его отправки на Портал МНС РБ (в т.ч. в пакетном режиме), получения счетов-фактур от контрагентов – до обновления актуальных статусов Портала и, при необходимости, печати бумажной копии электронной формы.
Эксперт Инна Савосько отметила: часть пользователей системы «Галактика ERP», которые прежде не пользовались модулем «Управление договорами», неожиданно для себя обнаружили, что сегодня им этот модуль стал остро необходим. Почему? Потому что для оформления любой электронной счет-фактуры необходим номер договора и его данные. В связи с этим компания «Топ Софт» решила протянуть руку помощи своим заказчикам и готов предоставить всем желающим один модуль «Управление договорами» по беспрецедентно низкой, антикризисной цене – один миллион белорусских рублей (или 100 деноминированных рублей). Причем функциональность этого модуля не будет урезана, и предприятие сможет полноценно его использовать и для решения других задач, связанных с договорными отношениями.
На многочисленные вопросы по итогам первой части семинара, кроме специалистов «Топ Софта» и «Белорусских облачных технологий», ответили официальные представители Министерства по налогам и сборам РБ – начальник отдела косвенного налогообложения Светлана Новикова и специалист главного управления информационных технологий Елена Астровская.
Еще одной горячей для предприятий проблеме – деноминации белорусского рубля – была посвящена вторая часть семинара. Эксперт компании «Топ Софт» Егор Остапенко подробно рассказал о технологических аспектах деноминации в системе «Галактика ERP». А эксперт Николай Сапун остановился на возможностях постобработки результатов деноминации в ИС «Галактика ERP».
Семинар помог прояснить проблемы, которые нужно решить предприятиям для успешного внедрения ЭСЧФ и проведения деноминации. А разработчики – получили от пользователей обратную связь, в частности – запросы, ориентированные на отраслевую специфику отдельных предприятий.
Вот отзывы из некоторых анкет участников семинара:
«Семинар был организован очень своевременно. Место проведения выбрано отличное, а вот начать его лучше было с утра, в 9.00».
«Выступления – краткие, лаконичные, не затянутые по времени. Организаторам – «плюс». Сами мы уже используем модуль «Управление договорами» и довольны им».
«Степень удовлетворенности семинаром – высокая. Семинар был организован прекрасно. Единственное, слайды некоторых презентаций стоило сделать поярче: размеры конференц-зала были очень велики, и издали текст читался не очень хорошо».
Завершаем отчет о событии комментарием ведущего специалиста по сопровождению ПО компании ОМA Игоря Дробышевского.
Эта компания принимала участие в тестировании системы электронных счетов-фактур. И комментарий ее представителя свидетельствует о сложности самой задачи и проблемах, которые еще предстоит решить в ближайшее время.
– Мы начали тестирование системы в середине апреля с ручного создания электронных счетов-фактур на Портале МНС РБ и ручного подтверждения ЭСЧФ, выставленных в наш адрес, – говорит Игорь Дробышевский. – Некоторые трудности, с которыми мы сталкивались, были связаны с постоянной разработкой и доработкой ПО для входа на Портал и подписания ЭСЧФ: после каждого обновления нам приходилось вновь настраивать рабочее место.
Также отмечу, что нам было бы удобнее тестировать систему в конце рабочего дня или после работы – но портал обычно с 16:00 недоступен.
По поводу автоматической выгрузки ЭСЧФ на Портал отмечу следующее. На сегодняшний день практически все наши филиалы пробовали выгружать на Портал электронные счета-фактуры из системы «Галактика ERP». И если выгружался один или несколько электронных документов, то проблем, вроде, не возникало. Но выставить множество счетов-фактур одновременно у нас пока так и не получилось.
Мы также участвовали в нагрузочных испытаниях, пытались загрузить 1000 ЭСЧФ по 300 позиций в каждой (это, в нашем понимании, нормальное количество) – но ни один счет так на Портале и не появился. На мой взгляд, вряд ли удастся обеспечить нормальную работоспособность портала до 1 января следующего года: пока слишком много шероховатостей в работе. Но это лично мое мнение.
Что касается логики работы системы «Галактика ERP» с Порталом – мы обсуждали ее в ходе разработки этого решения, и в нем учтены многие наши пожелания. Особенно в части подтверждения счетов-фактур, выставленных в наш адрес.
Взаимодействие «Галактики ERP» c Порталом для нас очень важно: я не вижу возможности работы с Порталом в «ручном» режиме. Не с нашими объемами документооборота. Даже боюсь подумать, насколько без такой связки пришлось бы увеличить штат сотрудников, чтобы обеспечить соблюдение законодательства при работе в «ручном» режиме.