Информационные системы "Галактика"

Что такое Индустрия 4.0 и с чем её есть?

Топ Софт

В последние десятилетия, чтобы успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках, предприятию было достаточно периодически осовременивать часть своего оборудования и технологических процессов. При этом в изменения вовлекались, в основном, работники модернизируемых участков и смежных служб.

В ближайшие годы, чтобы сохранить свои позиции на рынке, отечественным субъектам хозяйствования понадобится стать полноценными участниками четвертой промышленной революции. Переход на рельсы Индустрии 4.0 потребует от предприятий коренного изменения производственных, технологических, организационных бизнес-процессов и, в целом, управленческой бизнес-модели, что, безусловно, вызовет замещение одних профессиональных ролей другими. Здесь уже идет речь не об отдельных подразделениях, а, как минимум, о предприятии. Следовательно, в суть происходящего предстоит вникнуть каждому специалисту, от маркетолога и финансиста до логиста и продавца.

Ниже мы постараемся доходчиво, на наглядном примере, объяснить, что такое Индустрия 4.0 и как может работать предприятие в условиях постепенного наступления четвертой промышленной революции. За комментариями мы обратились к Алексею Ваганову, руководителю направления цифровизации производственных бизнес-процессов.

Справка

Согласно исследованию Всемирного экономического форума и PwC, к 2030 году технологические решения Индустрии 4.0 позволят реализовать 70% из 169 глобальных задач развития. 70% новой стоимости будет создано на базе цифровых платформ.

Уже к 2025 году Индустрия 4.0 создаст в мире дополнительную стоимость в размере $3,7 трлн. А к 2030 будет создано более $12 трлн только в таких областях как сельское хозяйство и производство продовольствия, создание новых материалов, городская инфраструктура и система здравоохранения.

По данным McKinsey & Company уже сейчас компании, внедряющие решения Индустрии 4.0, повышают точность прогнозирования спроса на 85% и более, сокращают время выхода на рынок на 30–50%, снижают складские запасы на 20–50%, увеличивают производительность на 40%, снижают затраты на техническое обслуживание на 10–40%, сокращают простои на 30–50%, увеличивают срок службы оборудования на 20–40%.

С 2021 по 2028 год мировой рынок продуктов и услуг для развития Индустрии 4.0 вырастет, по оценкам Fortune Business Insights, почти втрое – со $116,14 млрд до $337,10 млрд (среднегодовой темп роста составит 16,4%).

Эксперты считают, что пандемия COVID-19 ускорила внедрение Индустрии 4.0 и цифровых технологий на несколько лет, заставив компании искать новые модели роста.

«Умный завод» как саморегулируемая система

Внедряемые сегодня во многих странах мира решения Индустрии 4.0 – это обычно комбинация тех или иных передовых технологий, среди которых часто упоминаются интернет вещей (IoT), облачные технологии (cloud computing), автономные роботы, цифровые двойники, виртуальная/дополненная реальность, 3D-принтеры и многое другое. Инструментарий передовых технологий, если рассматривать в нюансах, достаточно сложен для не посвященных читателей, поэтому не будем углубляться в технические подробности, а сразу перейдем к сути.

Индустрия 4.0 на промышленном предприятии – это симбиоз технических и программных решений, позволяющий свести к минимуму участие человека в управлении производственными и связанными с ними процессами.  Разумеется, за людьми по-прежнему останутся главные роли: разработка стратегий развития, принятие ключевых решений, проектирование новых продуктов, выполнение действий, непосильных для машин. Основная масса процессов будет полностью автоматизирована. Фактически, оцифрованные процессы перейдут в режим постоянной самооптимизации, самонастройки на изменения внешней и внутренней среды предприятия.

Как это будет происходить? На «умных» заводах «умные» цифровые системы управления будут в реальном времени обрабатывать потоки данных, поступающие от «умных» машин. Цифровая система будет анализировать эти данные, выявлять значимые тренды, закономерности и реагировать на них с такой скоростью и в таких масштабах, на которые люди просто не способны.

Образ жизни в эпоху четвертой индустриальной революции на примере использования бытового холодильника

То, что Индустрия 4.0 придет буквально в каждый дом вместе с бытовыми устройствами новых поколений, не вызывает никаких сомнений. Автору очень хотелось бы, чтобы эти устройства были не только импортными, но и отечественными…

Рассмотрим информационную экосистему, которая может сложиться вокруг обычного бытового холодильника.

Уже сегодня в мире полным ходом идет производство холодильников с датчиками самодиагностики и возможностями удаленного управления через приложение на смартфоне. Кто-то мог бы назвать такой холодильник умным, но это не так.

Для того, чтобы назвать холодильник «умным», требуется реализовать целый ряд цифровых и технических возможностей устройства, а также обеспечить его информационный обмен не только со смартфоном владельца, но и с бизнес-приложениями торговых сетей, сервисной компании, производителей продуктов питания. Стоит отметить, что уже сегодня мы видим первые попытки осуществления таких решений.

Что подразумевается под цифровыми и техническими решениями?

Каждый раз, когда член семьи кладет какой-то продукт в наш холодильник будущего, встроенный сканер штрихкодов/QR-кодов/RFID-меток считывает информацию о его составе, дате производства, сроке годности, компании-производителе и другие данные. Холодильник «понимает», что именно сейчас находится у него внутри, и выбирает оптимальный, именно для этого набора продуктов, режим хранения. Предполагаем, что в этом холодильнике будет несколько зон хранения, каждая со своим климатическим режимом. А специальный изолированный отсек может совмещать функции охлаждения и быстрого разогрева полуфабрикатов.

Кроме того, встроенные весы будут определять массу продукта. Холодильник сможет не только сообщать хозяину, что нужно срочно докупить молоко или масло, но и делать это самостоятельно, а также анализировать динамику потребления каждого вида продуктов.

Благодаря этому, хозяева дома смогут забыть об изматывающих шоппингах и передоверить закупку базовых продуктов «умному» холодильнику. Наши предпочтения постоянно меняются под влиянием сезонности, изменений ритма жизни и других факторов. Одни бренды «приедаются», другие входят в моду. Цифровая система учтет наши невысказанные пожелания, не забудет о скорости потребления и сроках годности продуктов, предложит варианты обновления меню и распределит заказы между магазинами, которые предлагают по разным позициям лучшие цены и условия доставки. Нам останется только расставить по местам доставленные продукты.

Экономика 4.0

Теперь переходим от потребителя к изготовителю.

Данные, передаваемые на завод-изготовитель с диагностических датчиков, позволят повысить качество выпускаемой продукции и, с высокой точностью, прогнозировать выход из строя тех или иных компонентов в процессе эксплуатации.

Иными словами, производители холодильников смогут отслеживать работу своих изделий и то, как потребители предпочитают с ними взаимодействовать. Это позволит ювелирно настраивать производство на спрос и создавать более надежные модели с новыми, заведомо востребованными функциями.

Их партнеры-поставщики запчастей получат возможность в реальном времени корректировать свои производственные планы. Знание реальных потребностей рынка поможет им использовать свои ресурсы максимально эффективно.

Сервисные компании, благодаря полной информации о жизненном цикле и слабых местах каждого конкретного изделия, смогут значительно ускорить оказание услуг и повысить их качество. Кроме того, у них появится мощный канал для продвижения своего бизнеса и повышения лояльности клиентов.

Торговые сети, а вслед за ними и производители продуктов питания, будут видеть в реальном времени дрейф массовых предпочтений покупателей и смогут не только следовать за ним, но и задавать тренды потребления.

Беспрецедентный доступ к внешней и внутренней информации (своего рода новое «цифровое зрение»), наряду с чисто техническими решениями, обеспечит стабильную работу и уверенный рост бизнеса производителям, продавцам, обслуживающим организациям.

Как внедрить Индустрию 4.0?

На подавляющем большинстве отечественных предприятий это сделать невозможно ни сегодня, ни завтра. Даже в самом благоприятном случае на это уйдут годы. Предприятиям потребуется пройти как минимум три этапа развития. Но начинать движение нужно было вчера. Если мы не сделаем это сейчас, то будем вынуждены уступить свои рынки кому-то другому, гораздо более эффективному.

Что представляют собой эти три этапа?

Самое главное в том, что все участники процессов Индустрии 4.0, благодаря информационному обмену, должны взаимодействовать друг с другом с точностью часового механизма. Однако, на подавляющем большинстве отечественных предприятий, даже внутренние процессы пока работают недостаточно слаженно. Поэтому, на первом этапе необходимо найти и устранить все узкие места, которые мешают гармоничной работе производственных, конструкторских, технологических, логистических и других служб, ведут к простоям оборудования, снижению производительности труда и качества продукции, порождают потери времени, ресурсов, клиентов, доходов. Мы уже не говорим о том, что только в оптимизированное производство имеет смысл добавлять роботов, 3D-принтеры и другое передовое оборудование.

На втором этапе (можно реализовывать параллельно с первым) необходимо создать сам продукт и оснастить его не только новыми потребительскими функциями, но и всеми необходимыми датчиками. Технологии интернета вещей (IoT) позволят устройству в автоматическом режиме взаимодействовать с другими устройствами, например, в рамках «умного дома», «умного города», «умного предприятия» и даже «умной отрасли». Также изделие будет предоставлять его потребителям, разработчикам, ремонтным и другим организациям всю необходимую информацию для анализа и принятий решений.

Собственно, это все, что можно сделать внутри предприятия. Но главная суть Индустрии 4.0 заключается не в этом. Чтобы ваши усилия дали плоды, все ваши партнеры должны внедрить аналогичные изменения у себя! Это позволит вам на третьем этапе объединить с ними информационные ресурсы. Только тогда владелец того же холодильника получит все возможности, о которых мы говорили. А предприятия, вовлеченные в выпуск, обслуживание и наполнение этого устройства – получат все выгоды, которые может дать Индустрия 4.0.

Если предприятие рассчитывает на результат, то, внедряя современные цифровые и технологические решения у себя, следует подталкивать к ним и своих партнеров. Это позволит ему начать взаимовыгодный обмен точной и достоверной информацией. Торговые, сервисные компании и поставщики комплектующих могут знать много важной и полезной информации для производителей конечного продукта. И наоборот. В итоге можно прийти к интеграции эксплуатируемых информационных систем или созданию совместной платформы взаимодействия, чтобы работать вместе, как часы. Только когда все три этапа будут пройдены, можно с уверенностью сказать, что работа предприятия соответствует концепции «Индустрия 4.0».

ООО «Топ Софт» имеет в своем арсенале ряд продуктов, которые помогут предприятию начать переход на рельсы Индустрии 4.0. Мы говорим о «T2Plus Управление производством» («Галактика АММ»), «T2Plus ERP» («Галактика ERP»), «T2Plus Управление эффективностью активов» («Галактика ЕАМ»), «T2Plus Интеграция» («Галактика Интеграционная шина предприятия») и других решениях.

Кроме известных на рынке разработок, ООО «Топ Софт» предлагает концептуально новое решение —  Платформу взаимодействия по эксплуатации и обслуживанию оборудования / техники JAM (Joint Asset Management). Основное предназначение платформы – это объединение в одном информационном поле сопровождения, в рамках гарантийного и постгарнтийного обслуживания, оборудования и техники отечественных производителей, конечных потребителей и сервисных организаций.

Наша компания готова помочь заинтересованным предприятиям начать работу по перестройке и цифровизации бизнес-процессов для соответствия современным стандартам ведения бизнеса и повышения конкурентоспособности.